Ученые и просветители науки выступили против внесенного в Госдуму законопроекта, предлагающего регулировать просветительскую деятельность. Соответствующая декларация опубликована на сайте издания «Троицкий вариант — наука».
По мнению авторов декларации, документ создаст правовую базу для лицензирования и иных способов регламентации любой просветительской деятельности.
«Налицо попытка государства взять под контроль свободу распространения знаний», — считают ученые.
Они подчеркивают, что это крайне негативно скажется на развитии науки, культуры и технологий в нашей стране.
«Знание — одна из базовых ценностей нашей цивилизации. Для нас — ученых, журналистов, преподавателей, представителей других профессий — приумножение и распространение знания стало делом жизни. Просветительство и популяризация науки — наш профессиональный и гражданский долг, для выполнения которого нам не требуется чье-либо разрешение. Сама постановка вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур глубоко оскорбительна для нас», — напомнили авторы декларации.
Ученые напоминают, что ст. 29 Конституции РФ гарантирует россиянам свободу слова и отсутствие цензуры. В случае принятия документа ученые намерены:
- Продолжить заниматься просветительской деятельностью, не признавая правомочности тех ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона.
- Не обращаться за каким-либо видом лицензии, если таковая будет введена законом или подзаконными актами.
- Не предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с государственными органами.
Саму концепцию документа ученые считают глубоко порочной. Они потребовали немедленного отзыва законопроекта из Государственной думы.
Поправки в закон «Об образовании» предлагают наделить федеральные органы государственной власти, которые отвечают за образование, правом координировать просветительскую деятельность ученых, музеев, библиотек, НКО, а также участие школ и вузов в международном сотрудничестве «путем выдачи соответствующих заключений».
В ответ ученые составили петицию, чтобы не допустить дальнейшего прохождения законопроекта.