Советский райсуд Махачкалы продлил на два месяца арест редактору отдела религии местного издания «Черновик» 35-летнему Абдулмумину Гаджиеву, сообщил 13 марта Каспаров.Ru cо ссылкой на правозащитный центр «Мемориал» (ПЦ).
Журналиста обвиняют по ч. 2 ст. 205.5 и ч. 4 ст. 205.1 УК РФ (участие в террористической организации и финансирование её деятельности, срок от десяти лет до пожизненного). Показания на него дал другой подозреваемый по делу, предприниматель Кемал Тамбиев — как он заявил, под пытками. ПЦ «Мемориал» признал журналиста политзаключённым.
На суде по продлению ареста следователь говорил о тяжести обвинения, о том, что Гаджиев может скрыться или оказать давление на следствие и свидетелей. Защита сказала о том, что следствие за девять месяцев не предоставило никаких доказательств вины Гаджиева, кроме протокола допроса «засекреченного свидетеля», ссылающегося на слова третьих лиц. Адвокат Шамиль Магомедов, представляющий интересы политзаключенного по соглашению с ПЦ, ходатайствовал о признании недопустимым доказательством отрицательную характеристику, которую написал участковый уполномоченный. Он ссылается на слова неназванных соседей, которые якобы плохо отзывались о Гаджиеве, отце четырех мальчиков.
Эту характеристику следствие использует каждый раз, когда просит о продлении ареста. Защита считает её недостоверной. Судья отказал в удовлетворении ходатайства.
Гаджиев на заседании отметил, что следователи не нашли доказательств его причастности к терроризму, хотя он предоставил свои телефоны, ноутбуки, переписку в соцсетях и доступ ко всем файлам на компьютере. Подсудимый отметил, что протокол допроса Тамбиева — ничтожное доказательство: его избили, пытали и заставили подписать показания, написанные оперативниками. Соответствующее заявление Тамбиева выделено в отдельное производство.
Всех фигурантов дела — Гаджиева, Тамбиева и бывшего главу благотворительного фонда «Ансар» Абубакара Ризванова — задержали рано утром 14 июня в разных городах. Тамбиева привезли из Москвы в Махачкалу и допросили поздно ночью 14 июня, а потом следователи сказали, что задержали журналиста утром 14 июня на основании допроса Кемала. Он дал показания со слов третьих лиц, они юридически бессмысленны.
Гаджиев обратился к судье со словами, что одним своим решением он может вернуть в Дагестан судебную власть и тогда вся республика будет аплодировать ему или может остаться жалким, ничтожным звеном системы беззакония и беспредела. Судья сделал выбор в пользу системы и продлил на два месяца арест фигурантам дела.
Напомним, что Гаджиева обвиняют в пособничестве терроризму. На допросе, прошедшем, согласно протоколу, с 20:45 до 22:50 14 июня 2019 года в Махачкале, Тамбиев, среди прочего, показал, что в 2013 году житель Турции Карим Алиев, занимавшийся сбором средств для благотворительных проектов, рассказал ему в переписке, что Гаджиев на своей странице в соцсети «ВКонтакте» занимался сбором и переводом денежных средств для финансирования террористической деятельности. Со слов Алиева, Гаджиев при этом своими картами не пользовался, соблюдая меры предосторожности и конспирации, он якобы являлся участником международной террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ).