Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенным гражданского активиста Константина Котова, преследуемого по «дадинской» статье. Как сообщил ПЦ 21 август, Котов, вероятно, является первым обвиняемым в постсоветской России, следствие по делу которого было проведено менее чем за трое суток.
Вечером 12 августа Константина задержали недалеко от дома и доставили в ГСУ СКР по Москве, где предъявили обвинение по ст. 212.1 УК РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), в квартире провели ночной обыск без постановления суда.
Судья Пресненского районного суда Москвы Елена Абрамова 14 августа избрала Котову меру пресечения в виде заключения под стражу до 12 октября. Впервые обвиняемому по «дадинской» статье избрали меру пресечения в виде ареста.
Судья Абрамова приняла такое решение, несмотря на то, что за Котова поручились семь муниципальных депутатов, политик Григорий Явлинский, писатели Людмила Улицкая и Виктор Шендерович, кинорежиссер Олег Дорман и журналистка Виктория Ивлева.
Ранее в отношении фигурантов дел по статье 212.1 избирали меру пресечения, не предусматривающую лишения свободы, или, как в отношении Ильдара Дадина и Вячеслава Егорова, домашний арест.
Уже 15 августа следователь сообщил адвокату Марии Эйсмонт о завершении следственных действий и о передаче дела Котова в суд. Предварительное следствие было завершено в беспрецедентно короткий срок — менее чем за 50 часов.
На следующий день судья Абрамова ограничила время ознакомления Котова и его адвоката с материалами дела — до 12:00 19 августа, т.е. на четыре тома дела она дала 72 часа, 48 из которых приходятся на выходные.
Котову вменяют участие в трех акциях в поддержку политзаключенных, призыв в Facebook выйти на Трубную площадь 19 июля в связи с недопуском оппозиционных кандидатов в Мосгордуму и участие в прогулке после митинга против политических репрессий и за регистрацию независимых кандидатов в Мосгордуму 10 августа. Правозащитники отмечают, что сам факт уголовного преследования Котова дает основание сделать вывод о его политическом характере.
Статья 212.1 УК РФ, как и ч. 8 ст. 20.2 КоАП («Повторное нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования»), противоречит фундаментальным принципам права и направлена на ограничение свободы собраний и на недобровольное прекращение публичной деятельности критиков действующей власти.