Правительство так и не приняло решение увеличить компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок. Как сообщил 27 марта «Коммерсант», при этом предложено снизить внутренние цены.
Вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с представителями нефтяных компаний, по итогам которого глава Минэнерго Александр Новак объявил об изменении формулы демпфирующей составляющей обратного акциза на нефть.
Демпфер должен защищать внутренний рынок топлива от колебаний цен на нефть, и при высоких ценах экспорта бюджет доплачивает нефтекомпаниям часть разницы между этими ценами и условной внутренней ценой.
Теперь условную внутреннюю цену для расчета демпфера на дизтопливо предложено снизить с нынешних 50 до 46 тысяч рублей за тонну, на бензин — с 56 до 51 тысячи рублей за тонну. Нефтекомпании ждут увеличения компенсации из бюджета.
Глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов сказал «Коммерсанту», что выпадающие доходы от изменения демпфера оцениваются в 120–190 млрд рублей в год и что «в этих условиях Минфин будет настаивать на стопроцентной компенсации выпадающих доходов бюджета, возникающих в связи с изменением механизма демпфера». По словам нескольких источников «Коммерсанта», Минфин предлагает компенсировать расходы на корректировку демпфера увеличением НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для нефтяников.
Это означает, что компании с большой добычей и сравнительно меньшей переработкой (Роснефть, Сургутнефтегаз) понесут потери, тогда как компании с высокой долей переработки («Газпром нефть», ЛУКОЙЛ) могут оказаться в выигрыше, как и частные переработчики (New Stream). Подобный незапланированный рост НДПИ сам Минфин неоднократно практиковал в последние годы. С другой стороны, возможно, что заявленное изменение параметров демпфера может быть просто реализовано не полностью.
Сергей Ежов из Vygon Consulting отмечает, что суммарные выплаты по демпферу на оба вида топлива за 2019 год составят около 340 млрд рублей при условии сохранения текущих высоких экспортных цен на них.