Государственная дума РФ 5 марта приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 7 и 7.1 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статьи 7 и 10 федерального закона «О национальной платежной системе», следует из данных сайта Госдумы.
Закон распространяет на адвокатов, нотариусов и предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги, некоторые положения указанного выше закона, ранее их не касавшиеся. Они будут обязаны замораживать средства или иное имущество клиента, если он включен в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга либо если уполномоченный орган принял решение заморозить его средства без включения в перечень.
Эта обязанность будет распространяться на юристов и бухгалтеров, если они от имени клиента или по его поручению проводят сделки с недвижимостью, управляют его деньгами и имуществом, привлекают средства для создания организаций, продают и покупают организации или управляют ими. Те же требования предъявляются в отношении клиентов, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Как отметил центр «Сова», эти поправки появились только ко второму чтению закона. Изначально он касался только запрета на снятие наличных с предоплаченных карт. Ко второму чтению эта поправка была смягчена: владельцы анонимных электронных кошельков и предоплаченных карт смогут переводить деньги на собственный счет (или, в случае карт, получать их наличными) после упрощенной идентификации.
Правозащитники критически относятся к использованию списка Росфинмониторинга. Блокировка счетов и финансовых операций фигурантов дел об экстремизме кажется чрезвычайно жесткой мерой: достаточно было следить за счетами «экстремистов». Введение подобных санкций против подозреваемых нарушает принцип презумпции невиновности.