В Москве департамент информационных технологий с 2015 года закупает данные о перемещении горожан у операторов связи. Согласно данным с сайта госзакупок, столичные власти потратили на них 516 миллионов рублей из городского бюджета, включая 101,8 миллиона в 2018 году, сообщает газета «Ведомости».
С помощью этих данных мэрия узнает перемещения жителей с точностью до 500 метров и нескольких минут: где живут и работают, куда и когда ездят.
Посредник между ДИТ и операторами — Аналитический центр при правительстве — объединяет, обрабатывает и хранит данные операторов, чтобы оперативно предоставлять информацию властям.
Москву и Московскую область в отчетах разделили на участки 500 на 500 метров. Это помогает чиновникам узнать, сколько человек там живет и работает. Согласно их аналитике, дом — это место, где человек регулярно ночует, работа — где проводит большую часть времени с десяти утра до пяти вечера. В случае перемещений абонента по городу чиновники считают, что у него разъездная работа. Человека, въезжающего в регион лишь в будние дни, считают трудовым мигрантом.
Власти получают от операторов информацию, сколько в регионе людей, которые проводят за городом более 50 часов в выходные и праздники за месяц. Кроме того, операторы поставляют данные, сколько человек совершают поездки на метро, когда и как долго едут на работу и обратно.
Как объяснил газете представитель Tele2, с помощью этих данных Москва меняет городской транспорт и инфраструктуру. Наложенные на карту города маршруты абонентов помогают понять, как меняется нагрузка на автомобильные, железные дороги и метро. Благодаря этим данным руководство города может планировать общественный транспорт, настраивать светофоры, делать развязки или расширять магистрали.
С 2015 года данные передают Институту Генплана Москвы. Их использовали при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров, а также при планировании схемы Троицкого и Новомосковского округов.
Однако не все эксперты позитивно оценивают получение властями такой статистики. Так, партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов считает, что за использованием аналитики нужен общественный контроль. По его словам, местные администрации могут использовать данные в политических, рекламных или агитационных целях.