Более 20% россиян находятся в зоне бедности и могут позволить себе лишь минимальный набор продуктов, а большинство граждан вынуждены экономить, следует из нового исследования РАНХиГС, пишет РБК.
Как рассказал старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС и один из авторов мониторинга Дмитрий Логинов, практически все граждане России сегодня вынуждены экономить.
Анализ потребительского благополучия россиян основан на данных мониторинга социального самочувствия населения, проведенного в октябре. Эксперты разделили жителей России на четыре группы по уровню «потребительского благополучия». Это зона комфорта, зона возможных изменений, зона риска и зона бедности. В «зоне бедности» находятся 22% участников опроса. Их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания. Например, картофель, морковь, хлеб.
«Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов или купить самые дешевые, но необходимые лекарства», — сказал Логинов.
В зоне «потребительского риска» 35,6% респондентов. Их текущие доходы позволяют нормально питаться и покупать повседневную одежду, но приобретение предметов длительного пользования, например мебели, компьютера, холодильника, смартфона, вызывает крайние сложности. Также у них отсутствуют перспективы повышения материального статуса.
К группе «возможных изменений» отнесли граждан, которые затруднились оценить свои потребительские возможности в следующем году. Для них покупка предметов длительного пользования в настоящее время вызывает сложности, но они ожидают повышения уровня материальной обеспеченности. Или наоборот: сейчас они могут позволить себе купить предметы длительного пользования, но предполагают, что их материальное положение ухудшится в ближайшем будущем.
В зоне «потребительского комфорта» оказались только 28,3% россиян. Это люди, которые могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.