21 ноября суд Грозного продолжил слушать показания чеченского правозащитника Оюба Титиева. Его обвиняют в сбыте наркотиков. Правозащитник заявляет, что дело в отношении него сфабриковано. Об этом пишет «Кавказский узел«.
Титиев рассказал, что неоднократно получал угрозы в свой адрес и адрес чеченского отделения правозащитной организации «Мемориал», которым он руководил. Ранее об этом же пытался сказать целый ряд свидетелей, но судья обрывал их, заявляя, что это не относится к делу. Часть угроз были озвучены в том числе и в СМИ.
В частности, 14 января 2015 года пятеро неизвестных в масках ворвались в помещение офиса Правозащитного центра «Мемориал» в Гудермесе и закидали яйцами двух сотрудниц организации.
«Там были две женщины, их забросали яйцами меньше чем за минуту. В полицию сообщили об этом. Сотрудники осмотрели место, собрали яйца, скорлупу, уехали. Результата нет», — рассказал Оюб Титиев, уточнив, что офис в Гудермесе был закрыт через несколько месяцев. По мнению Титиева, акция была организована властями республики: «Простым людям это [нападение] не нужно, им помогали много лет бесплатно». После инцидента был разработан специальный протокол о безопасности работников организации.
Титиев также заявил, что после задержания сотрудники полиции «украли» его автомобиль, пропали также пистолет, телефоны, планшет, электрошокер, фотоаппарат, диктофон. «Всего 22 наименования было в заявлении на имя следователя», — сказал Титиев.
О своей жизни до задержания Титиев рассказал, что всегда занимался спортом, кроме периода войн в республике, когда это делать было невозможно. Помогал школам в горных районах, в частности, «в Ножай-Юртовском районе 22 школы обеспечили всем необходимым — библиотекой, техникой и даже музыкальными инструментами. Жители села Зумсой просили помочь. 17 или 18 семьям купили коров», — сообщил Оюб Титиев.
По словам правозащитника, жители постоянно обращались за помощью, лишь в последние 5-6 лет поток просящих сократился из-за давления со стороны властей.
«Юридическую помощь вплоть до судов оказывали, бесплатно. Дела вели в Европейском суде. Скольким людям помогли за это время? Сложно сказать, тысячам и тысячам», — сказал Оюб Титиев.
Преследование в отношение себя Титиев связывает с тем, что был фактически единственным человеком, который пытался расследовать «дело 27» (по данным «Новой газеты», 26 апреля 2017 года в Чечне были убиты 27 геев). После его ареста расследование практически остановилось.
Накануне адвокат Илья Новиков рассказал о допросе Титиева в суде19 ноября.
«Титиев подробно рассказал о том, как его дважды задерживали 9 января и дважды подбрасывали в машину пакет марихуаны, поскольку в первый раз никто даже не позаботился вызвать понятых и составить протокол; как начальник курчалоевского угрозыска Джабраилов угрожал ему арестом сына, требуя признательных показаний; как тот же Джабраилов потом дважды настойчиво вызывал его из кабинета, где брали анализы с рук (в результате на смывах с ладоней Титиева экспертиза обнаружила следы наркотика, а на срезах ногтей, которые труднее быстро подменить, — нет)», — пишет Новиков.
Самым интересным оказался рассказ об «опознании» Титиева гражданином, который якобы купил у правозащитника наркотики. «Басханов — имел в Чечне две судимости по 228-й статье и ни одного дня реального лишения свободы. 4 января, когда Титиев приезжал на длинных выходных в офис «Мемориала» в Грозном, Басханов стоял на лестнице в подъезде и словно бы ждал его. В тот день ничего не произошло, но после ареста Титиева Басханова привели, чтобы тот опознал его как человека, которого он видел курившим марихуану прямо на улице. Опознанию помешало состояние Басханова — у Титиева и у адвоката Заикина сложилось сильное впечатление, что тот был под веществами. Войдя в кабинет, он уперся лбом в стену, потом долго смотрел на Титиева и так ничего и не смог сказать. На Басханове были разбитые ботинки, измазанные штаны и куртка Moncler где-то тысяч за 100″, — пересказывает Новиков.
Позднее сидевшие в одном ИВС с Басхановым люди рассказали, что, когда свидетеля привезли на опознание, ему дали куртку одного из оперов, чтобы придать «товарный вид», и дали проглотить таблетку, но это все равно не помогло.
На следующий день после неудачного опознания проводивший его следователь был переведен в ранг свидетелей. Следователь рассказал, что на самом деле и на допросе, и на очной ставке Басханов опознал Титиева, но по его небрежности в протокол это не было занесено. При этом у бывшего следователя была гематома на пол-лица.
Накануне захвата Титиева приближенный к Рамзану Кадырову Магомед Даудов призвал расправиться с правозащитниками республики, которые якобы способствовали санкциям США и блокировке аккаунтов главы Чечни в соцсетях.