Челябинский областной суд вынес приговор 17 организаторам и участникам бунта в ИК-6 Копейска, сообщил 16 апреля корреспондент Каспаров.Ru со ссылкой на пресс-службу суда.
В бунте участвовало около 1100 осужденных, а также их родные и знакомые за пределами ИК-6. 24 ноября 2012 года заключенные перестали выполнять требования сотрудников администрации, поднялись на крышу, где развесили плакаты и криками призывали поддержать их.
Они открыли ворота локальных участков, навалившись на них, вышли в режимный коридор и на территорию. К колонии прибыли родственники, друзья и знакомые осужденных — около 250 человек. Они бросали камни, стеклянные бутылки, куски наледи в сотрудников ОМОНа, пытались перевернуть автомобиль полиции. Бунт в ИК-6 продлился с 24 по 26 ноября.
По данным следствия, 13 сотрудникам полиции и гражданским лицам были причинены телесные повреждения различной степени тяжести, материальный ущерб колонии составил 250 тысяч рублей.
Подсудимые вину не признали и назвали произошедшее не массовыми беспорядками, а мирной акцией протеста, на которой они отстаивали свои права. Суд дал обвиняемым от 2 лет и 8 месяцев до 4 лет и 10 месяцев. Лишь один человек получил условный срок, одному дали колонию особого режима, двоим — общего режима, остальным — строгого.
Напомним, что после подавления акции было возбуждено уголовное дело, следственная группа приняла более 300 заявлений от заключенных с жалобами на вымогательство, требование денег за положенные свидания, систематические унижения — такие как анальный досмотр. Позже более 900 осужденных ИК-6 в открытом письме потребовали отстранить от работы начальника колонии майора Дениса Механова, который был осужден за злоупотребление полномочиями на условный срок.
Как отметило ИА «Сутяжник», суд не принял аргументы защиты о том, что в отсутствие насилия состав такого преступления как массовые беспорядки отсутствует, а также то, что протест был единственным средством прекратить практику пыток со стороны сотрудников администрации. Процесс не был справедливым: подсудимые и их адвокаты по назначению не имели времени и возможностей надлежащим образом проанализировать 12 200 страниц обвинительного заключения, подготовиться к опросу свидетелей.
В докладе по результатам расследования бунта Совет при президенте РФ по правам человека указал на «массовые, систематические и грубые нарушения прав и законных интересов осужденных» и пришел к выводу, что «совокупность указанных обстоятельств стала причиной того, что обеспечение, восстановление и защита прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в ИК-6, оказалась невозможной, что спровоцировало осужденных на акцию протеста, вызвавшую большой резонанс. Совет раскрыл систему вымогательства и широкомасштабного применения насилия, включающую администрацию колонии, надзирателей и заключенных, связанных с ними. Кроме того, он подверг критике расследование смерти одного заключенного летом 2012 года формально из-за СПИДа, но, по мнению ОНК Челябинской области, вследствие избиения сотрудниками колонии. Приговор бунтовщикам может только придать лицам, виновным в жестоком обращении в местах лишения свободы, уверенность в безнаказанности совершения преступлений.