В суде по делу Белых допросили его друга и бывшего владельца НЛК
Пресненский суд Москвы продолжает рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых, обвиняемого в получении взяток на общую сумму в 600 тысяч евро. На очередном заседании по просьбе защиты допросили друга подсудимого Алексея Пыхтеева и начали допрос свидетеля обвинения, бывшего гендиректора Нововятского лыжного комбината (НЛК) Владимира Сысолятина.
Адвокат обвиняемого Андрей Грохотов попросил суд допросить бизнесмена и друга Белых Алексея Пыхтеева, потому что его в ближайшее время должны госпитализировать, позднее он не сможет участвовать в процессе. Судья Татьяна Васюченко согласилась. Пыхтеев познакомился с Белых в конце 90-х годов, с 2001 года он помогал ему в избирательной кампании в заксобрание Пермского края. С 2006 года свидетель занимается гостиничным бизнесом, недвижимостью, владеет медиахолдингом в Кирове.
В 2016 году в конце мая Белых пригласил свидетеля на день рождения в Киров. Как рассказал Пыхтеев, он поехал в резиденцию губернатора на служебной машине, на празднике подарил имениннику картину. Потом Белых попросил Пыхтеева отойти и поговорить лично. «Никита Юрьевич сказал, что у него есть просьба — нужно перечислить 200 тысяч евро на счет Военно-исторического общества. Он передал мне 50 тысяч евро, остальную сумму должен был отдать, когда буду в следующий раз в Кирове», — сказал свидетель, добавив, что приехать он должен был через неделю. Ему передали конверт, в котором находились деньги номиналом 500 евро. На следующий день свидетель вернулся в Пермь, положил деньги в сейф и, как утверждает, забыл об этой сумме.
«После Нового года был загружен работой и забыл про деньги», — объяснил Пыхтеев. Позже стало известно об аресте Белых.
В конце мая 2017 года, как утверждает свидетель, он проводил ревизию своих финансов и нашел те самые деньги, которые ему передавал Белых. 19 июня Пыхтеев прилетел в Москву, в одном из банков конвертировал 50 тысяч евро в рубли и перевел сумму на счет Военно-исторического общества. Тогда же связался с адвокатом Белых и сообщил ему о переводе денег. Спустя пару дней свидетелю передали слова Белых, что он был в недоумении, что деньги на счет фонда поступили слишком поздно.
По словам Пыхтеева, Белых несколько раз просил его проводить такие переводы. Так, экс-губернатор просил принять на хранение 70 млн рублей, которые он получил от продажи своего имущества в период перехода на должность главы области. Согласно их договору, эту сумму Пыхтеев переводил на счет бывшей супруги Белых, оплачивал обучение старшего сына, периодически Белых использовал деньги на свои нужды. В итоге было израсходовано порядка 50 млн рублей.
Как отметил Пыхтеев, он никогда не замечал у Белых рвения к дорогим вещам. В 2009 году в должности губернатора подсудимый отказался ездить на дорогом автомобиле бывшего главы региона. Он потребовал продать машину и вернуть деньги в бюджет области. Вызывал уважение, порядочный, добрый, профессиональный — так охарактеризовал Пыхтеев Белых.
Гособвинителей не устроил рассказал свидетеля, они пытались его подколоть своими вопросами и настойчиво «валили»:
— Мне непонятно, почему вы не перевели деньги сразу в фонд? В течение года молчали и потом решились на благородный поступок?
— Некоторое время находился в шоковом состоянии. Я не знал, что эти деньги имели отношение к этой истории (к уголовному делу — прим. Каспаров.Ru). Я не знал, должен ли был перечислить всю сумму или только 50 тысяч, — пытался ответить Пыхтеев.
— Вы же могли спросить у Никиты Юрьевича? Вы же общались с адвокатами. Вы его друг или не друг?
— Я спрашивал у них про здоровье Никиты Юрьевича.
— Что же тогда вас подвигло? Вам дали деньги для благотворительности. Зачем вы удерживали их в своем сейфе?
— Смысл было отправлять только часть этих средств? В конце мая вспомнил про это поручение и решил, что нужно исполнить.
— Куда вы дели остальные 20 млн, которые у вас остались от денег Белых?
— Часть вложил в бизнес, другую часть — на долги.
Пыхтеева не допрашивали в ходе предварительного следствия. Вместо этого защита Белых записала его пояснения, которые свидетель давал в адвокатской палате. Эти сведения были приобщены к материалам дела. Прокуратуру также не устроили эти пояснения, она заметила нестыковки и просила свидетеля их прокомментировать:
— Как вы за 26 минут могли дойти от банка, в котором переводили деньги, к адвокату? Он вам сказал сразу бежать в адвокатскую палату? — недоумевали обвинители.
— Да, — тихо ответил Пыхтеев.
— Вы же говорили, согласно вашим пояснениям, что Белых вас просил перечислить деньги в его кабинете?
— Мы говорили об этом на ходу.
— Вы не видите противоречия?
— Нет. Я не вижу какое-то принципиальное отличие.
— Эти непринципиальные моменты могут говорить только об одном…
— Хватит давить на свидетеля! — возразил Грохотов.
— У вас не было никаких деловых отношений с Белых? — продолжила прокурор.
— Нет.
Обвинение попросило огласить справку оперативно-разыскной деятельности ФСБ, согласно которой Пыхтеев участвовал в строительстве гостиницы «Хилтон» в Кирове. А Белых, в свою очередь, оказывал участие при выделении участков и принимал административное участие.
— Так имел Никита Юрьевич бизнес-контакт с вами? — повторила вопрос прокурор.
— Не имел.
— Имел ли отношение к строительству гостиницы?
— Могу предположить, что содействовал строительству гостиницы. У меня сложилось печальное впечатление от Кирова. Любой губернатор будет за то, чтобы в его регионе появился красивый отель. Это нормальная практика, когда губернатор пытается привести инвестиции в свой регион, — пояснил Пыхтеев.
После перерыва суд допросил по видеосвязи бизнесмена Владимира Сысолятина из кировского суда. Он рассказал, что с 2008 по 2013 год работал генеральным директором НЛК.
Бывшим владельцем этого предприятия был Альберт Ларицкий. По словам свидетеля, Ларицкий появился на НЛК в 2009 году, он нашел новый банк, который профинансировал проект. В 2009-2010 году был подготовлен проект и согласован с банком. Ларицкий настаивал, что лесные участки для его проекта будут выделяться без конкурса и на льготных условиях. Он зарезервировал нужные участки и отправил документы в правительство Кировской области для утверждения приоритетного проекта и направление в Минпромторг.
— Оказывал ли поддержку инвестпроектам Ларицкого Никита Юрьевич? — спросила гособвинитель у Сысолятина.
— Ларицкий познакомился с Белых в 2009 году в Москве. Он был доволен знакомством, и у них установились серьезные отношения. Ларицкий говорил, что проекты будут продвигаться быстрее.
В апреле 2009 года по приглашению Ларицкого Белых впервые посетил НЛК, он с неофициальным визитом приехал на комбинат. Ларицкий, как сказал свидетель, постоянно ссылался на то, что у него отличные отношения с Белых и он может теперь решить любой вопрос.
«Согласование по НЛК и УК «Лесхоз» проходило дольше, если бы не было поддержки Никиты Юрьевича и Щерчкова (бывший заместитель главы области, ранее допрошен в суде), а Ларицкий с ними решал свои вопросы», — рассказал Сысолятин, добавив, что если какой-то участок не был согласован, то он связывался с Щерчковым. Если не получалось решить вопрос сразу, то обращался к Белых. После этого участки подбирались и утверждались, рассказал свидетель.
— Имелся ли у вас свободный доступ к Белых? — продолжила допрос прокуратура.
— Нет, это была прерогатива Ларицкого. Я изредка мог зайти к Никите Юрьевичу, после того как давал указание Ларицкий. Больше всего взаимодействовал с Щерчковым.
В 2010 году было много скандалов вокруг КОГУБ «Кировлес», Ларицкий предложил поработать там и разобраться, почему предприятие находилось в плачевном состоянии.
«Он сказал, что нужно помочь ребятам, которые высказали просьбу. Что за ребята, спросил у него, Ларицкий ответил, что это Щерчков и Белых», — продолжал рассказывать Сысолятин.
Потом его вызвал бывший губернатор с аналогичной просьбой, по словам свидетеля, он отказывался. Хотя в конце концов согласился на это предложение. Тогда же выяснилось, что это предприятие было банкротом.
В результате правительству области предложили на базе «Кировлеса» сделать новое юридическое лицо, людей перевести на новое место и выделить предприятию новые лесные участки. Позже предприятие переименовали в «Лесхоз». Ларицкий решил выступить инвестором этого проекта. 25% плюс одна акция находились у правительства области, 25% отошли бы трудовому коллективу, и 49,9% были бы у Ларицкого. Когда стали реализовывать проект, у Ларицкого оказалось 75% акций и 0% — у коллектива.
В 2012 году стало понятно, что Ларицкий не инвестирует в проект ни рубля и не выполняет условия участия.
— На приеме у Белых я объяснил ему, что напрягает такая ситуация. Это был бы социальный взрыв, люди стали уходить с предприятия, — возмущался Сысолятин.
— Без поддержки губернатора Ларицкий мог войти в состав «Кировлеса»? — задал очередной вопрос прокурор.
— Нет.
— Вам что-то известно о передаче денег от Ларицкого и Белых?
— Был такой случай. Появилась информация, что Белых задержан за получение взятки. Я живо вспомнил этот случай. Узнал, что в Кирове работает следственная группа из Москвы. В августе 2016 года добровольно написал заявление в Следственный комитет, что участвовал посредником при передаче денег от Ларицкого через Щерчкова для Белых.
Как рассказал Сысолятин, Ларицкий в офисе НЛК сообщил, что ему срочно нужно лететь в Москву, и попросил передать для Белых пакет, в котором находилась «котлета».
«Я заглянул в пакет, там лежали деньги. Ларицкий выразился, что это благодарность за выделение лесных участков по НЛК и «Кировлесу», — добавил свидетель.
Далее Сысолятин позвонил Щерчкову, и они встретились у правительства Кировской области. Передача пакета, в котором находились 200 тысяч евро, произошла в машине Щерчкова. Дошли ли деньги до Белых, Сысолятин не интересовался, пояснив, что ему было неудобно спрашивать про «котлету».
— Что Ларицкий имел в виду под словом «котлета»? — уточнила прокурор.
— Взятку.
— Вы могли отказаться от передачи денег?
— Сейчас я сильно раскаиваюсь. Мне так часто Ларицкий рассказывал, что он то тут «котлетку» передал, то туда. Мне уже было плевать. Тем более он был моим работодателем, я не задумывался о последствиях. Если бы не передал, может быть, уволил бы меня. Не знаю, какая у него была бы реакция. Хотя он был взрывной.
Очередное заседание по делу Белых пройдет в среду, 13 декабря, будет продолжен допрос бизнесмена Юрия Судгаймера. А 15 декабря закончат допрос Сысолятина.