Президент Сербии Александр Вучич заявил, что Белград принял стратегическое решение осваивать крупнейшее в Европе месторождение лития вместе с Германией и Евросоюзом, а не с Китаем, и «связывает с проектом большие надежды как на развитие сербской экономики, так и на ускорение процесса вступления в ЕС», написал 19 июля телеграм-канал «Новое издание».

Как отметил Нефтькапитал.Ru, Сербия способна производить 58 тысяч тонн лития в год. Если весь этот металл оправлять в Евросоюз, то из него можно будет сделать аккумуляторы для 1,1 млн электромобилей — Белград может занять 17% от европейского рынка этого сырья для энергоперехода. По словам Вучича, уже ведутся переговоры о поставках с Mercedes, Volkswagen и Stellantis. При этом Вучич рассчитывает, что большая часть металла пойдет на производство катализаторов и литиевых батарей в самой Сербии.

«Независимая газета» написала, что канцлер Германии Олаф Шольц 19 июля приедет в Белград, где проходит очередной саммит по критически важным сырьевым материалам. Мероприятие считается крупнейшим в ряду европейских форумов, посвященных проблемам сырьевых товаров. Ожидается, что по итогам переговоров между Сербией и Германией будет подписано соглашение о сотрудничестве в области добычи лития.

Позиция Шольца в данном вопросе сводится к привлечению президента Сербии к общей позиции ЕС в отношении России. Как неоднократно высказывался канцлер, присоединение Белграда к антироссийским санкциям существенно облегчит его продвижение в объединенную Европу.

Обе стороны отказываются давать комментарии по существу сделки. Возможно, сдержанность связана с тем, что Германия намерена покрыть расходы на запуск завода и эксплуатацию месторождения из средств, которые на днях были выделены ей комиссией ЕС на развитие альтернативных источников энергии и связанных с ними инфраструктурных проектов.

Комиссия ЕС распределяет эти средства из специализированного фонда, который был создан в 2020 году в целях борьбы с пандемией COVID-19. Сейчас фонд нашел новое применение. Он насчитывает сотни миллиардов евро, и Германия может подавать заявки на сумму примерно в 30 млрд евро. Из своей квоты 6 млрд немцы уже израсходовали. Из средств ЕС правительство Шольца намерено также финансировать дотации на приобретение гражданами ФРГ электромобилей. А для производства аккумуляторов для них как раз и необходим литий в больших количествах.