Правительство Украины за месяц лишилось двух высокопоставленных чиновников, которые отвечали за инфраструктуру, восстановление экономики и возведение оборонительных укреплений. Очевидный, но никак не объясненный конфликт с руководством страны оставил западные страны, которые тесно сотрудничали с министром инфраструктуры Александром Кубраковым и главой Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафой Найемом, в растерянности и даже в шоке.
«США и другие западные партнеры хотят нормальных, предсказуемых отношений со своими украинскими коллегами. А сейчас они теряют доверие к правительству Украины из-за кадровых решений, которых не понимают», — сказал Financial Times украинский правительственный чиновник, озабоченный складывающейся ситуацией.
Кубраков, тесно сработавшийся с представителями США, был отправлен в отставку без объяснения причин месяц назад. А в понедельник свой пост покинул Найем, сообщив, что премьер-министр Денис Шмыгаль запретил ему ехать на конференцию по восстановлению Украины, которая должна пройти 11–12 июня в Берлине. Там с донорами должны обсуждаться проекты по реконструкции городов, объектов энергетической и другой инфраструктуры, разрушенных российскими ударами.
В распоряжении FT оказалось письмо Шмыгаля Найему, где напечатано: «Я согласен с вашей командировкой в Берлин», — но сверху от руки написано «Не согласен», также рукописное «Не» вставлено перед «Я согласен» и подчеркнуто. Подписанное Шмыгалем письмо датировано 7 июня, источник FT в правительстве подтвердил его подлинность.
Найем сообщил в Facebook, что уходит «из-за системных препятствий, мешающих эффективно выполнять полномочия». По его словам, с ноября 2023 г. агентство стало сталкиваться с «сопротивлением и искусственными препятствиями… бюджет на проекты восстановления и содержания дорог полностью отменен». Найем также пожаловался, что «документы на оплату защитных сооружений, укреплений или их восстановление согласовывались с правительством месяцами, шесть-восемь раз возвращались с абсурдными замечаниями, откладывались на несколько месяцев, а некоторые не подписаны до сих пор».
Как раз в ноябре после провала прошлогоднего контрнаступления Зеленский обсуждал с руководством армии необходимость возвести оборонительные сооружения. В декабре он публично заявил, что это будет сделано. Но о выделении более 30 млрд гривен (более $800 млн) Шмыгаль объявил только в феврале. Военные на передовой жаловались, что фортификационные сооружения не были готовы к начавшемуся в мае российскому вторжению. Отвечавшие за их возведение чиновники и некоторые военные эксперты, впрочем, говорили, что построить линию у границы на открытых территориях под российскими обстрелами было невозможно, а более значительные укрепления возведены на второй и третей линиях обороны.
Конференцию в Берлине посетит Зеленский, но, по словам экспертов, отсутствие главного правительственного специалиста в этой области будет плохо воспринято западными странами. «Фактически это послание нашим партнерам, что восстановление больше не является приоритетом», — говорит Глеб Вышлинский, исполнительный директор киевского Центра экономической стратегии.
Найема в агентство пригласил Кубраков, а никак не объясненное увольнение министра вызвало резко негативную реакцию у представителей западных стран, демонстрировавших ее как публично, так и в частном общении, рассказали шесть источников FT. По словам двух украинских чиновников, Зеленский и его офис стали считать, что Кубраков слишком близко сошелся с представителями США. Об этом же недавно писала The Washington Post, отмечая: американские чиновники встревожены тем, что реформаторы в правительстве, боровшиеся с коррупцией и считавшиеся особенно близкими к Вашингтону, стали подвергаться гонениям.
Два дипломата сообщили FT, что послы США, Германии, Франции и представитель ЕС после отставки Кубракова договорились продемонстрировать поддержку ему, опубликовав 9 мая в соцсети Х свои фотографии с ним и поблагодарив за совместную работу. А встреча со Шмыгалем 13 мая, где должна была обсуждаться ситуация в энергетике, превратилась в бурное обсуждение судьбы Кубракова и Найема, который должен был присутствовать, но премьер в последний момент исключил его из числа участников, рассказали FT три чиновника.
«Послы напрямую спросили, почему на встрече нет Мустафы и его агентства. Больше всех негодовали посол Германии, заместитель представителя ЕС и посол США», — сказал один из них.
Вышлинский комментирует: «Это очень плохая ситуация с точки зрения восприятия украинского правительства и в целом Украины. Украина воспринимается и должна восприниматься как единое целое. [Отставки Кубракова и Найема] создали образ слабой и непредсказуемой системы управления».