Россия и Украина в течение двух месяцев вели переговоры по поводу обеспечения безопасности судоходства в Черном море и достигли соглашения, которое Киев в самый последний момент отказался подписывать, рассказали Reuters четыре осведомленных источника.
По их словам, переговоры проходили при посредничестве Турции и поддержке ООН. Соглашение было достигнуто в марте, но Украина не хотела подписывать его официально. Несмотря на это, президент Турции Реджеп Эрдоган добился от Киева согласия на то, чтобы он объявил о сделке 30 марта — за день до важных региональных выборов в Турции (которые партия Эрдогана проиграла).
«В самую последнюю минуту Украина внезапно отказалась, и сделка была сорвана», — рассказал один из собеседников Reuters. Источники агентства не смогли назвать причину отказа Киева.
В тексте соглашения, с копией которого ознакомился Reuters, говорится, что Турция «в рамках своих посреднических усилий» достигла соглашений с Украиной и Россией «об обеспечении свободного и безопасного плавания торговых судов в Черном море» в соответствии с Конвенцией Монтре о режиме проливов. Документ 1936 года дает Турции контроль над Босфором и Дарданеллами и полномочия регулировать транзит кораблей ВМС. Конвенция также гарантирует свободный проход гражданских судов в мирное время и ограничивает проход судов, не принадлежащих странам Черного моря.
И Москва, и Киев в соответствии с соглашением, о котором должна была объявить Турция, предложили бы гарантии безопасности торговым судам в Черном море, взяв на себя обязательство не наносить удары по ним, не захватывать и не обыскивать их до тех пор, пока они либо пусты, либо задекларированы как перевозящие гражданские, а не военные грузы. Соглашение должно было вступить в силу «с момента объявления», указано в тексте.
До этого Турция и ООН выступили посредниками в Черноморской зерновой инициативе. Зерновая сделка была заключена в июле 2022 года и прекратила действовать 18 июля 2023 года, поскольку Россия не согласилась на очередное ее продление. Сделка позволяла Украине экспортировать зерно и другую сельхозпродукцию из трех портов на Черном море. Владимир Путин называл среди условий возвращения к соглашению переподключение Россельхозбанка к системе SWIFT, доступ российских судов в зарубежные порты, возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса и поставку в страну сельскохозяйственной техники.