МИД России вечером в воскресенье выпустил заявление, в котором утверждается, что российское внешнеполитическое ведомство передало властям Украины требования об аресте и выдаче России лиц, которых Москва считает причастными к террористическим актам. При этом МИД ссылается на международные конвенции о борьбе с терроризмом и угрожает Украине «международно-правовой ответственностью».
Помимо прочего Москва потребовала ареста главы Службы безопасности Украины Василия Малюка, признавшего, как утверждается в тексте, «организацию Украиной подрыва Крымского моста в октябре 2022 года и раскрывшего детали организации других терактов в Российской Федерации».
Заявление начинается с упоминания о нападении на подмосковный «Крокус Сити Холл» 22 марта, жертвами которого стали 144 человека и о причастности к которому заявила признанная террористической организация «Исламское государство». Представители российских властей упорно утверждают, что к теракту причастна Украина. В заявлении МИД, однако, констатируется лишь, что это «не первая террористическая атака» против России, и нападение на «Крокус Сити Холл» ставится в один ряд с подрывом Крымского моста и покушениями на ряд провоенных деятелей в России. «Проведённые российскими компетентными органами следственные действия указывают, что следы всех этих преступлений ведут на Украину», – утверждает МИД, упоминая об убийстве Дарьи Дугиной, Владлена Татарского, ранении Захара Прилепина и гибели его водителя Александра Шубина.
Российский МИД впоследствии сообщил, что передал властям Украины требования об аресте украинских граждан (кроме Малюка, другие фамилии не называются) «по налаженному каналу через Минск». Россия третий год ведёт против Украины агрессивную необъявленную войну, в ходе которой погибли, по минимальным оценкам, десятки тысяч военных с обеих сторон, а также тысячи мирных жителей Украины.
В пресс-службе СБУ в ответ на заявление МИД России отметили, что Россия, апеллируя к нормам международного права, «забывает, что именно (президент России) Путин официально объявлен в международный розыск: в частности, его ждут в Гаагском трибунале за похищение украинских детей». «Особенно цинично заявления о терроризме звучат от самой страны-террориста на фоне годовщины освобождения Бучи и зверств, которые там совершали россияне», – отметили в СБУ. Любые заявления Москвы в СБУ назвали «никчемными».
«РФ на самом деле может сделать только одно заявление, которое стоит внимания: на весь мир объявить о своем поражении в войне», – заявил Малюк.
Ранее представители украинских властей категорически отрицали любую причастность к теракту в «Крокусе», а страны Запада предостерегали Россию от того, чтобы пытаться возложить на Киев ответственность за него, утверждая, что у российских властей нет никаких доказательств этой версии.
Глава СБУ ранее заявил, что за двумя подрывами Крымского моста, соединяющего Россию и аннексированный Крым, стояли украинские спецслужбы. Украина считает мост законной военной целью. О покушениях на Дугину, Татарского и Прилепина представители Украины говорили только косвенно, отмечая при этом, что активные провоенные пропагандисты также могут рассматриваться как законные цели.
По подозрению в нападении на «Крокус Сити Холл» арестованы четверо уроженцев Таджикистана. Подозрения в адрес Киева российские следователи строят на том, что они после совершения теракта ехали из Москвы в сторону границы с Украиной, а также на утверждениях о том, что они якобы находились в контакте с некими украинскими националистами и получали от них деньги в криптовалюте (доказательств этому представлено не было). При этом ИГ неоднократно заявляло об ответственности за нападение на «Крокус», в том числе публиковало видео, снятое непосредственно в ходе атаки предположительно одним из нападавших.
Сразу после задержания четверо подозреваемых подвергались жестокому обращению и, вероятно, пыткам – сообщения об этом, включая фото и видео, публиковали российские, в том числе радикально провоенные, телеграм-каналы.