Связи из советского прошлого помогли Чехии найти для Украины снаряды, которыми западные страны не могут ее обеспечить из-за ограниченности производственных мощностей в Европе и политических споров о поддержки Киева в США. В результате входившая в Варшавский договор страна становится одним из главных поставщиков боеприпасов для борьбы с бывшим хозяином, тоскующим по наследию СССР.
Первые партии снарядов, закупленных в третьих странах, начнут поступать в Украину в ближайшие недели, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на чешских чиновников. Они начали искать боеприпасы по всему миру вскоре после российского вторжения. Результаты их усилий пригодились в ситуации, когда военная помощь со стороны США, которые в прошлом году обеспечили Украину достаточным количеством снарядов, остановилась, а российский ВПК, нарастив производство, заметно обогнал европейский по объемам выпуска.
Ряд стран уже пообещали выделить деньги на 800 000 снарядов, среди них Германия, делающая крупнейший взнос на 500 млн евро, Нидерланды, Канада, Дания и другие (США не участвуют в этой инициативе).
Как рассказали WSJ чешские чиновники, они начали колесить по миру, договариваясь о закупках снарядов из имеющихся запасов и экспортных лицензиях со странами – производителями боеприпасов. Помогло советское прошлое, в наследие от которого Чехии достался крупный оборонный сектор с клиентами по всему миру и хорошие отношения со многими странами Глобального Юга, которых поддерживал СССР и его сателлиты в Восточной Европе и которые располагают большими запасами советского оружия и мощностями для его выпуска.
Чешские переговорщики использовали двойственную позицию некоторых развивающихся стран, которые публично стараются занимать дружественную позицию по отношению к России, но при этом готовы частным образом вести дела с Украиной, пояснил заместитель министра обороны Ян Йирес. «Если приходишь с мешком денег, им это интересно, и Чехию, в отличие от США, воспринимают как нейтральную страну», – комментирует Якуб Янда, директор пражского Центра европейских ценностей в сфере политики безопасности.
Аналогичные попытки представителей США и западноевропейских стран договориться с поставщиками в Африке, Азии и Латинской Америке наталкивались на отказы, признают западные чиновники.
Чехия действует в качестве посредника, рассказал WSJ специальный представитель страны по Украине Томаш Копецны. Прага договаривается со страной, которая располагает запасами снарядов или может их произвести, и сводит с западной страной, которая размещает заказ и платит за поставку. Чешские представители также занимаются логистикой: грузы будут доставляться в Украину через Чехию либо третьи страны, чтобы не «светить» поставщика и не провоцировать Москву на ответные действия против него, поясняет Томаш Пояр, советник по национальной безопасности правительства Чехии: «Главное здесь – конфиденциальность. Мы разговариваем и будем разговаривать со всеми вне зависимости от их пристрастий или политической позиции – с очень незначительными исключениями вроде Северной Кореи.»
По оценкам западных военных, Украине нужно около 200 000 снарядов в месяц, чтобы сдержать наступление российской армии, которая этой зимой перехватила инициативу как раз за счет превосходства в огневой мощи. На каждые 10 артиллерийских выстрелов с российской стороны украинская армия сейчас может ответить всего двумя, оценивают западные разведчики.
ЕС наращивает производство боеприпасов медленно, хотя в последние недели активность европейских чиновников по поддержке своего ВПК выросла. В пятницу Еврокомиссия объявила о выделении 500 млн евро в рамках проекта ASAP (Акт по поддержке производства боеприпасов), предусматривающего субсидирование 45% расходов на выпуск снарядов, пороха, взрывчатых веществ и ракет. Помощь ASAP выделена на 31 проект в 15 странах.
«Мы исчерпали лимиты производства на имеющихся мощностях», а с новым финансированием через ASAP объем годового выпуска в 2024 г. удастся увеличить с 1,4 млн до 1,7 млн снарядов, сказал Politico чиновник ЕС. К началу 2026 г. ЕС выйдет на годовой объем производства в 2 млн снарядов, по расчетам Еврокомиссии. В России, между тем, этот показатель уже составляет 3 млн артиллерийских боеприпасов всех видов, включая ракеты для реактивных систем залпового огня; но, по расчетам экспертов Королевского объединенного института оборонных исследований, заметно нарастить этот объем она не сможет.