Европейские страны пообещали Украине истребители F-16 еще в прошлом году, но первые из них смогут поступить на вооружение только летом. Проблема как в подготовке самих самолетов, так и в темпах обучения украинских пилотов, пишет The New York Times (NYT).
В общей сложности страны ЕС – Дания, Нидерланды, Норвегия и Бельгия – пообещали передать 45 истребителей F-16. Прошлым летом было объявлено, что авиабаза под румынским городом Фетешти станет центром подготовки украинских летчиков. Но до сих пор неизвестно, когда это произойдет, отмечает NYT. Пока же 12 пилотов проходят обучение в Дании, Великобритании и США; ожидается, что после начавшейся в августе 2023 г. 10-месячной подготовки они в середине лета будут готовы пилотировать F-16.
Но к этом времени Украина получит всего шесть истребителей из Дании; они, как ожидается, будут доставлены в конце весны; еще 13 должны прибыть позднее в 2024 и в 2025 гг. Нидерланды, пообещавшие 24 машины, предоставят их только тогда, когда украинцы будут готовы их эксплуатировать, сказал представитель Министерства обороны страны Юрриан Эссер. Другие страны со сроками поставки пока не определились.
По словам датских чиновников, обучение украинских пилотов идет медленнее, чем планировалось, из-за языковых проблем и их незнакомства с западной техникой пилотирования; к полетам они были готовы лишь в январе.
Датчане также обучают около 50 украинских механиков; F-16 настолько сложны, что обычно обслуживанием одного самолета занимается от восьми до 14 человек. По словам западных военных, поставщики истребителей должны будут сопроводить их в Украину и оставаться там, пока не будет подготовлено достаточное количество специалистов по обслуживанию самолетов, на что могут уйти годы.
F-16, между тем, очень нужны Украине. Этой зимой российские войска стали гораздо активнее использовать боевые самолеты для участия в наземных операциях – даже ценой больших потерь. Это, прежде всего, проявилось в Авдеевке, где число авиаударов по украинским позициям сильно выросло с середины декабря, говорит Конрад Музыка, директор польской Rochan Consulting. Чтобы снизить вероятность потерь от огня украинской ПВО, российские самолеты в основном используют планирующие бомбы. Их можно запускать, не подходя близко к линии фронта, после чего бомбы, содержащие до полутонны взрывчатки, летят до цели. Максим Жорин из 3-ей отдельной штурмовой бригады ВСУ, защищавшей Авдеевку, так описал действие этих бомб в телеграм-канале: «Они полностью уничтожают любую позицию. После прилета всего одной все здания и строения просто превращаются в яму.»
С января российские ВВС регулярно наносили более 100 авиаударов в день, а в течение четырех дней перед падением Авдеевки – почти по 160, сказал Музыка The Washington Post: «[Русским] это ничего не стоит. Могу представить, что у них много таких [планирующих] бомб, и быстро они не закончатся».
F-16, вооруженные ракетами ближнего и среднего радиуса действия, могли бы противостоять запускающим их российским самолетам и компенсировать нехватку средств ПВО, отмечает NYT. «В этом году в нашем небе будут новые истребители, и нужно их эффективно использовать, чтобы защититься от российских планирующих бомб, самолетов и ракет», – заявил 1 марта Владимир Зеленский.