Россия рассматривает возможность отказа от выполнения советско-американского «соглашения Шеварднадзе-Бейкера», в соответствии с которым было разграничено морское пространство Берингова пролива.
Подписанный в 1990 году договор, в соответствии которым США получили около 30 тысяч кв км исключительной экономической зоны СССР и более 40 тысяч кв км шельфа, в ближайшее время может быть денонсирован. Об этом на пленарном заседании Госдумы в среду заявила член комитета по международным делам Роза Чемерис.
«Следующим (на денонсацию — ред.) будет соглашение о сотрудничестве по Беринговому проливу, заключенное в 1990 году между Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером», — заявила Чемерис. Как сообщает «Интерфакс», ее слова подтвердил замминистра сельского хозяйства Максим Увайдов, также присутствовавший на заседании.
Вопрос возможной денонсации договора, который применяется на временной основе, поскольку так и не был ратифицировал российским парламентом, российские чиновники начали обсуждать в 2020 году. Тогда перспективы соглашения рассматривали на закрытом закрытом заседании в Совете Федерации профильные комитеты, а также чиновники МИДа, ФСБ и Росрыболовства.
Идею покончить с соглашением и де-факто объявить российской часть экономической зоны, которую ныне контролируют США, в октябре прошлого года высказал сенатор от Камчатского края Борис Невзоров. По его словам, договор Шеварнадзе-Бейкера носил дискриминационный характер и несправедливо лишил Россию территории в 78 тысяч кв км Берингова моря, включая континентальный шельф.
«При введении 200-мильных исключительных экономических зон между нашими странами в районе Берингова и Чукотского морей, которые накладывались друг на друга на протяжении 1500 миль, разграничения морских пространств в соответствии с международной практикой должны проходить по срединной линии, равноудаленной от берегов двух стран. Однако из-за уступок Шеварднадзе границу спорных участков провели по американской ортодромической прямой линии», — объяснял Невзоров. В результате, по его словам, Россия потеряла возможность ежегодно добывать более 500 тысяч тонн рыбы и краба, а также лишилась доступа к нефтегазовым месторождениям на сотни миллиардов долларов.