Воздушные силы Украины всего за два дня могли сбить четыре российских истребителя-бомбардировщика Су-34 и один Су-30, сбрасывавших авиационные бомбы на позиции украинской армии.
22 декабря командующий ВС Николай Олещук сообщил о трех сбитых Су-34 на южном направлении, а 24 декабря, согласно сводке украинских военных, над Донецкой областью и Черным морем были сбиты еще один Су-34 и Су-30.
После самой крупной потери за столь короткое время с начала войны российские авиация приостановила полеты в зоне боевых действий. «Мы наблюдаем затишье в использовании управляемых авиабомб. <…> Пока видим, что они в существенной и глубокой задумчивости. Они действительно изучают, что это было, и насколько оно дальше опасно»», — отметила пресс-секретарь Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Наталья Гуменюк.
По ее словам, до этого погода не позволяла российской армии применять такой способ воздушного давления, но они решили воспользоваться открывшимся «погодным окошком» и «наверстать» потерянное время. Так, три истребителя 22 декабря были сбиты во время попытки ударить авиабомбами по плацдарму украинской армии в Крынках на левом берегу Днепра. «Они рискнули неудачно. Надеемся, таких рисков оккупанты будут делать больше», — отметил спикер ВС Украины Юрий Игнат.
По его словам, 500-килограммовые КАБы могут лететь 20–25 км, но иногда у российских пилотов «руки чешутся нанести» удар и подлететь ближе. Он напомнил, что до этого точно также сбивали самолеты у острова Змеиный и над Брянской областью. «Их ничему не научила Брянская история, Одесские истории, где были тоже перехвачены и Су-24, и Су-35», — заключил Игнат.
Уничтожить самолеты удалось благодаря системе ПВО Patriot, которая способна работать по аэродинамическим целям на дальности 160 км, говорит украинский авиаэксперт Валерий Романенко. «Мы же получили от Германии очередной комплекс, и наши ребята были уже на него подготовлены», — пояснил Романенко.
Всего, по данным ВС Украины, за время войны было сбито 35 Су-34. Последние машины могли быть из новой партии, которая в ноябре поступила на вооружение России, говорит военный эксперт, бывший сотрудник Службы безопасности Украины Иван Ступак.
По его мнению, сбитые истребители влияют на «психологическую способность» российских пилотов выполнять боевые задачи, а также на позиции украинских военных, которые больше «не будут обстреливаться этими большими бомбами».