Автозаправочные станции (АЗС) в российских регионах стали жертвами разгоревшегося топливного кризиса. Из-за рекордных биржевых цен на топливо, его дефицита и проблем с доставкой они начали закрываться.
«Действительно, появились случаи закрытия заправок, предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда держать АЗС становится просто невыгодно», — рассказал «Известиям» директор сети «Стандарт Ойл» в Нижегородской области Александр Вахрушин.
Закрываются независимые АЗС и в ключевом сельскохозяйственном регионе страны — Краснодарском крае. «Некоторые клиенты, закупавшие у нас оборудование, вынуждены были остановить работу на своих АЗС. Часть клиентов остановили строительство новых АЗС, так как торговля топливом для них стала убыточной», — пояснил гендиректор ООО «ЭдАн Инжиниринг», владелец торговой марки оборудования для АЗС НАРА Эдуард Анимаев.
О риске закрытия заправок в Новосибирской области представители топливного бизнеса предупредили местные власти еще в начале сентября. «Порядка 15% участников рынка имеют незначительные запасы топлива, остальные работают «с колес»», — отметил руководитель регионального отделения Российского топливного союза Сергей Лацких.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов подтверждает — АЗС закрываются в южных регионах и в отдаленных населенных пунктах. Однако он утверждает, что речи о массовом закрытии заправок не идет.
«Причиной остановки АЗС были либо временные перебои с поставками в силу логистических проблем, либо финансовые сложности, которые возникли у малых топливных предприятий в силу выраженного диспаритета между оптовыми и розничными ценами», — пояснил Баженов.
Несмотря на рекордный рост биржевых цен на автомобильное топливо, власти сдерживают рост цен в рознице, жалуются участники топливного рынка. Делают они это посредством давления регуляторов, в первую очередь ФАС, на вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Те, в свою очередь, могут сдерживать рост цен, перераспределяя прибыли и убытки внутри компании. Но независимые АЗС лишены такой возможности.
«Диспаритет оптовых и розничных цен приводит к тому, что реализация топлива на независимых АЗС становится невозможной. Выставление цен на стеле выше на 5–7 рублей, чем у ВИНК, ведет к оттоку покупателей. Сейчас многие собственники не видят смысла в работе», — констатировал зампред экспертного совета Всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов.
Накануне правительство ввело бессрочный запрет на экспорт бензина из России. Исключение сделано только для поставок в страны ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию, а также для контрактов, которые реализуются в рамках межправительственных соглашений.
Жесткие меры стали итогом продолжавшихся более месяца безуспешных переговоров с нефтяными компаниями, от которых требовали продавать больше топлива на бирже, чтобы потушить «ценовой пожар». С начала года по 18 сентября бензин АИ-92 в опте с 37,1 до 70,4 тыс. руб. за тонну; АИ-95 — с 43 до 75,5 тыс. руб. за тонну. Цены на дизель стали резко расти с начала июля — с 51,9 до 73,7 тыс. руб. за тонну в середине сентября.
К началу осени солярка и бензин начали исчезать с заправок в южных регионах: Краснодарском крае, Адыгее, Астраханской и Самарской областях, Ставрополье.