Средняя продолжительность жизни мобилизованных россиян на фронте в Украине составила 4,5 месяца, подсчитали «Важные истории» и волонтеры Conflict Intelligence Team (CIT) на основании некрологов в региональных СМИ.
Первые смерти пошли уже в начале октября 2022 года — всего через две недели после объявления Владимиром Путиным мобилизации. Необученных призывников бросили на херсонское направление, где активно шло украинское контрнаступление.
В итоге в первый месяц отправки россиян на фронт погибли как минимум 130 человек (6,8% от всех известных смертей мобилизованных).
После этого ситуация не улучшилась: каждый пятый погибший не прожил на войне и двух месяцев (19,7%), а больше половины (58,6%) погибших расстались с жизнью в первые четыре—пять месяцев.
При этом количество смертей среди мобилизованных резко снизилось к 11-му месяцу на фронте, что может быть связано с задержкой сообщений о гибели.
На срок жизни мобилизованных на фронте повлияла интенсивность боевых действий, отмечают аналитики CIT. «Самые напряженные с точки зрения потерь — осень 2022 года и весна 2023 года, они вносят существенный вес в среднюю продолжительность жизни мобилизованных на фронте», — говорят военные эксперты.
По их словам, осенью мобилизованные попали в «мясорубку» в районе Сватово и Кременной, где российской армии нужно было срочно закрыть прорыв ВСУ. «Дыру» в обороне забивали мобилизованными, чтобы предотвратить обрушение фронта. «Рекорд от повестки до могилы — всего несколько дней», — объясняют скоротечность жизни на фронте аналитики.
При этом более чем половине погибших мобилизованных было от 30 до 45 лет (59,9%). Доля умерших старше 50 лет составляет всего 1,1%, а от 20 до 30 лет — 30,8%.
Но есть и исключения: самому молодому погибшему было всего 19 лет, а самому возрастному — 62 года.
Военкоматы были заинтересованы именно в молодых людях до 35 лет, которые могут находиться в хорошей форме и не так давно отслужили срочную службу, говорят в CIT. Но эти люди лучше информированы, менее охотно идут по повесткам в военкоматы и даже готовы скрываться.
«До них лучше доходит информация о жести, происходящей на фронте, они понимают, в каком состоянии российская армия. Поэтому военкоматам было проще набрать людей возрастных, чем молодых: служившие в нулевых не соотносят свою срочную службу в армии с тем, что есть сейчас, — думают, что все поменялось», — говорят аналитики CIT.
Удар ВСУ по российскому лагерю в Макеевке 1 января привел к наибольшей единовременной потере среди мобилизованных. В ту ночь погибли не менее 139 призванных по повесткам из одной только Самарской области (Минобороны признало гибель лишь 89 человек).
Также 47 мобилизованных погибли в районе Новой Каховки в Херсонской области, перемещаясь колонной по опасному маршруту. Крупные потери были осенью и зимой на направлениях Купянск — Сватово — Кременная Луганской области, где российское командование пыталось удержать фронт за счет мобилизованных. Всего на этом участке российская армия потеряла 250 человек, призванных по повесткам.
Под Донецком погибли около 100 мобилизованных, под Бахмутом — не меньше 40, более 30 — под Угледаром и еще 24 — под Макеевкой Сватовского района Луганской области.