Российские авиакомпании все серьезнее ощущают последствия санкций, введенных за войну в Украине. Оставшийся парк иностранных лайнеров постепенно приходит в негодность из-за невозможности получить качественное обслуживание и приобрести нужные запчасти.
В понедельник авиакомпания Red Wings запросила дополнительный самолет у авиакомпании «Икар», чтобы вывезти пассажиров задержанных рейсов из Екатеринбурга в Анталью и обратно после выхода из строя сразу двух воздушных судов Boeing-777.
Вылет в обоих направлениях ожидают по 410 человек, уточнили в пресс-службе Red Wings «Интерфаксу». Рейс из Антальи в Екатеринбург должен был отправиться еще 12 августа. То есть люди ждут уже почти двое суток. Что именно сломалось в самолетах, не уточняется. Уральская транспортная прокуратура начала проверку деятельности авиакомпании по оказанию услуг пассажирских перевозок.
Это уже не первая задержка рейсов у Red Wings за лето. 4 августа 86 человек не могли 11 часов вылететь из Екатеринбурга в Астану. Причина не называлась.
29 июля более чем на 8 часов «из-за внепланового технического обслуживания» был задержан рейс Red Wings из Уфы в Алма-Ату. А 21 июля 411 пассажиров этой же авиакомпании более 7 часов ждали вылета из Екатеринбурга в Анталью.
Red Wings входит в десятку крупнейших по пассажиропотоку российских перевозчиков и базируется в аэропортах Домодедово, Жуковский, Кольцово (Екатеринбург), Баландино (Челябинск) и Махачкалы.
Внештатные ситуации начали возникать и у других российских авиакомпаний. 4 августа на 8 часов был задержан рейс Smartavia из Челябинска в Санкт-Петербург. Сообщалось, что это произошло «по технической причине, по решению авиакомпании».
11 июля такую же проблему озвучила S7, рейс которой из Омска в Москву со 188 пассажирами задержали более чем на 7 часов.
С весны 2022 года авиаперевозчики требуют от персонала не вносить дефекты техники в бортовые журналы (TLB), в результате чего самолеты часто летают неисправными, писал «Проект». Также сообщалось, что пилоты «Аэрофлота» начали отключать неисправные тормоза из-за невозможности их заменить.
«Русское авось работает и в авиации. Понятно, что летать на авось страшно, но, к сожалению, так во многих авиакомпаниях страны сейчас происходит», — отмечал бывший пилот авиакомпании Nordwind.
В начале августа глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов доложил Владимиру Путину о том, что с 2025 года российские авиакомпании начнут терять оставшиеся у них иностранные самолеты, поскольку лайнерам будут необходимы «капитальные ремонты и так далее».
Сейчас отечественные перевозчики вынуждены разбирать некоторое количество бортов на запчасти, чтобы поддерживать летную годность имеющихся машин. Гражданской авиации «очень нужны» отечественные лайнеры, заявил Чемезов Путину, однако пока масштабы производства более чем скромные.
По данным Росстата, в первой половине 2023 года в России было выпущено лишь два тяжелых гражданских самолета: один в феврале, второй — в июне. Объемы выпуска SSJ-100 втрое отстают от плана. Из-за отказов в поставках импортного оборудования вместо 19 машин корпорация «Иркут» сможет выпустить только 6. Пассажирские самолеты Ил-114-300, которые планировали использовать для региональных полетов, также не успеют выпустить в срок.
По прогнозу экспертов Oliver Wyman, к 2026 году Россия рискует лишиться половины из 736 лайнеров, которые имеются в настоящий момент.