В Казани прошли обыски по делу о повторной дискредитации армии. Уголовное дело по ст. 280.3 УК РФ возбудили в отношении Павла Чумакова. В рамках расследования дела правоохранители также провели обыски у казанских оппозиционных активистов, сообщил центр «Сова» в рассылке, поступившей 17 мая Каспаров.Ru.
В ноябре 2022 года Советский районный суд Казани оштрафовал на 30 тысяч рублей Чумакова, которого некие «казанские ополченцы в Новороссии» называют бардом, по административной статье о дискредитации армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) из-за комментариев с критикой действий российских вооруженных сил, а также лично президента Владимира Путина и его сторонников. Верховный суд Татарстана утвердил это решение.
Обыск у Чумакова провели еще 12 мая, после чего с него взяли подписку о невыезде. «Радио Свобода» написало со ссылкой на решение суда, что Павел оставил во «ВКонтакте» несколько комментариев, в которых написал о бомбёжках украинских городов, назвал Владимира Путина маньяком, а его сторонников — фашистами.
В Казани 16 мая обыски прошли у нескольких журналистов и активистов якобы в рамках расследования уголовного дела Чумакова. По информации ОВД-Инфо, обыскивали квартиры журналистки Наили Муллаевой, активисток Зульфии Ситдиковой, Веры Отрешко и еще одного человека, пожелавшего остаться анонимным.
При этом, по словам Муллаевой и Отрешко, с Чумаковым они не знакомы.
Ранее у Муллаевой, Ситдиковой и Отрешко проходили обыски по делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ), возбужденному в связи с публикацией видео «Краска и будка для посла России в Польше». Муллаеву также обыскивали по делу о заведомо ложном сообщении о теракте (ст. 207 УК РФ). В ходе новых обысков у Муллаевой и активиста изъяли в числе прочего письма и грамоты от активиста, кандидата биологических наук Андрея Бояршинова, обвиняемого по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ.
Эксперты центра «Сова» считают, что введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Преследование по соответствующим статьям за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, правозащитники считают неправомерным.