«Культура в отрыве от почвы и антивоенное искусство»: так называлась дискуссия, участниками которой были люди, имеющие к искусству самое непосредственное отношение. Художники Владимир Дубоссарский и Артем Лоскутов, режиссер и руководитель «АртДокФест» Виталий Манский, галерист и продюсер Марат Гельман (он же модератор и инициатор проведения этой дискуссии в рамках 4-й Антивоенной конференции ФСР) и другие.
Самый жаркий спор разразился вокруг темы, представляет ли русское искусство русский народ сегодня. «У меня ощущение, что я никого не представляю», – сетовал Виталий Манский. «Не надо так думать, – возражал Марат Гельман. – Нужно, наоборот, всеми своими действиями показывать: русское общество, оно такое, как мы, а не такое, как они. И пускай мы представляем меньшинство, но те, которых, увы, большинство, они же инфантильные. Посмотрят – возьмут и примкнут… В каждом человеке есть и Бог, и свинья…»
Второй момент, который вызвал бурное обсуждение (а обсуждать было кому, потому что во время дискуссии конференц-зал рижского отеля Monika полон), касался того, какую позицию сейчас, во время агрессии путинской России против Украины, должен занимать русский художник (в широком смысле этого слова).
«Не хочу ни на кого намекать, но я не понимаю, как сейчас можно жить и в Таллинне, и в Москве», – сказал Виталий Манский, поглядывая на Владимира Дубоссарского. Но вместо него ответили другие участники конференции.
Так, например, публицист, а в прошлом (в 1997 году) – вице-премьер РФ Альфред Кох сказал, что, сидя в благополучной и уютной Риге, очень легко судить, как должны поступать люди, которые до сих пор по тем или ирым причинам находятся в России: «Должен художник открыто выступить, не должен выступить… Всегда проще говорить, что должен делать кто-то другой, чем пересесть на его место и попробовать открыто выступить оттуда. Зная, что, как только ты откроешь рот, за тобой приедут – и ты уедешь туда, куда уехал Евгений Ройзман. Или Илья Яшин. Поэтому не судите, да не судимы будете. Конечно, надо всеми силами поддерживать Украину в ее стремлении к победе, я это никоим образом не ставлю под сомнение, наоборот! Но я прошу быть терпимее друг к другу…».
В итоге участники дискуссии пришли к выводу, который точнее всех сформулировал Марат Гельман: «Русская культура либо, оторвавшись от проклятия территории, взлетит, либо это будет нулевое десятилетие».