Красноглинский районный суд Самары начал рассмотрение иска о запрете тринадцати исламских религиозных сочинений.
21 января 2019 года Красноглинский районный суд Самары начал рассмотрение по существу иска прокуратуры Самарской области о признании экстремистскими 13 исламских религиозных книг, который поступил в суд 13 июня 2018 года.
Среди них авторитетные толкования Корана – ибн-Касира (Абуль-Фидаа Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Тафсир аль Куран аль-Азым. Комментарий к Великому Корану Мухтасар (Махачкала: Китаб, 2013-2014. Т. 2, 3)) и ас-Саади (Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана. Облегчение от Великодушного и Милостивого. В 3 т. Перевод с арабского Э.Кулиева (М. Эксмо-Умма, 2014. Т. 1, 3)).
Иск основан на результатах лингвистической экспертизы, выполненной в марте 2018 года УФСБ России по Самарской области. Как заявляет прокуратура, эксперты обнаружили в представленной к исследованию литературе «высказывания экстремистского характера, направленные на возбуждение ненависти, вражды либо розни по признаку отношения к религии (в отношении групп «иудеи», «христиане», «неверующие»)«. В июне 2018 года суд заказал по делу новую экспертизу.
Интересы выпустивших книги издательств «Китаб», «Издатель Эжаев А.К.», «Татмедиа» ПИК «Идел-Пресс», и «Эксмо» представляют известные адвокаты Равиль Тугушев, Саид-Магомед Чапанов, Руслан Нагиев и Марат Ашимов.
Центральное духовное управление мусульман России поддержало иск прокуратуры, в то время как Совет муфтиев России совместно с Духовным управлением мусульман РФ выпустили заявление против признания экстремистским «Толкования Священного Корана» в переводе Эльмира Кулиева. «Необходимо отметить, – говорится в заявлении, подписанном муфтием Равилем Гайнутдином, – что книга «Толкование Священного Корана» на протяжении более чем десяти лет использовалась в качестве вспомогательной литературы в мусульманских учебных заведениях, а также является настольной книгой у многих имамов и преподавателей, и зарекомендовала себя с положительной стороны… Едва ли можно найти другое классическое толкование Корана, в котором такие достаточно сложные и проблемные вопросы излагаются в столь деликатной и умеренной манере… Считаем правильным вновь заявить: при проведении экспертизы целесообразно осуществлять не только психолого-лингвистическую экспертизу, необходимо проводить также и религиоведческую экспертизу с привлечением богословов, религиоведов и экспертов в данной области«.
Мы не имели возможности ознакомиться со всеми сочинениями, вызвавшими нарекания у самарской прокуратуры, однако в фигурирующих в иске тафсирах признаков экстремизма мы не нашли. Подобные иски являются следствием наличия в определении экстремистской деятельности такого элемента как «пропаганда превосходства человека по признаку отношения к религии», который трактуется правоохранительными органами и судами чрезмерно широко, фактически создавая возможность для запрета любой религиозной литературы. На наш взгляд, соответствующую формулировку в законе о противодействии экстремизму необходимо изменить.
Напомним, ранее скандальные попытки запрета Корана в переводе Кулиева, а также сборника коранических аятов «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе», приводили к протестам мусульман, так что был принят закон о запрете на признание экстремистскими священных писаний мировых религий. Сборники хадисов суды запрещали вопреки недовольству верующих. Кроме того, ранее в Омске была запрещена книга Эльмира Кулиева о Коране.