Игорь Яковенко: Уже завтра Интерпол может стать орудием расправы с диссидентами
На проходящей в Дубае с 18 по 21 ноября сессии Генассамблеи Интерпола будет решаться вопрос о внеочередных выборах президента этой второй по масштабам представительства международной организации после ООН. Предыдущий президент Интерпола, представитель КНР Мэн Хунвэй, 29 октября 2018 был арестован в Китае сразу по прибытии из Франции.
По данным The Times, «несомненным фаворитом» на выборах главы Интерпола, которые пройдут 21 ноября 2018 года, является представитель России, генерал-майор полиции Александр Прокопчук. Его конкуренты, представитель Южной Кореи Ким Чен Янг и некий неназванный представитель ЮАР, по мнению экспертов издания, имеют меньшие шансы.
Выступая на сессии Генассамблеи Интерпола министр внутренних дел Украины Арсен Аваков призвал участников саммита не голосовать за Прокопчука. «Мы все хорошо знаем, как Россия злоупотребляет возможностями Интерпола… Избрание Прокопчука – это гибридная угроза для всего мира», — заявил Аваков. После чего представитель Украины напомнил присутствующим как с 1938 по 1945 Интерпол возглавляли генералы СС: сначала Рейнхард Гейдрих, затем Артур Небе, а завершил эту галерею международных преступников во главе международной полиции Эрнст Кальтенбруннер, который был президентом Интерпола вплоть до своего ареста американцами в 1945 году после чего предстал перед Нюрнбергским трибуналом и был повешен. То есть этот человек почти три года совмещал руководство Интерполом и гестапо, и еще успевал курировать концлагеря. Такое оказалось слишком даже для привыкшего все проглатывать международного сообщества, и из Интерпола вышли почти все страны, в результате чего международная полиция перестала существовать до 1946 года.
Александр Прокопчук в 2016 году был избран вице-президентом Интерпола и стал активно лоббировать объявление преследуемых Россией политических оппонентов в международный розыск. Пока секретариату Интерпола удавалось блокировать попытки российского представителя использовать международную полицию для расправы с неугодными. Секретариат Интерпола отказал России в выдаче «красных уведомлений» — объявлений Интерполом лиц в международный розыск – по следующим людям: Уильям Браудер, Михаил Ходоркоский, Леонид Невзлин, Арсений Яценюк, Игорь Коломойский, Дмитрий Ярош, Григорий Родченков. Каждого из этого списка можно считать личным врагом Путина и ни по одному из них Россия не предоставила убедительных доказательств их «преступлений».
Британские и американские парламентарии неоднократно предлагали исключить Россию из Интерпола. Аналогичные предложения поступали и в отношении Китая, Турции, Ирана, которые также использовали Интерпол для расправы с политическими оппонентами своих режимов. BBC приводит мнение американского исследователя доктора Теодора Броманда, который убежден, что исключение России на Генеральной ассамблее Интерпола имеет нулевые шансы, «поскольку в зале слишком много тех, кто знает: они вполне могут быть следующими».
Американский эксперт полагает, что странам Запада необходимо прибегнуть к финансовому давлению на аппарат Интерпола. В бюджете международной полиции, по данным Теодора Броманда, на 14 демократических стран приходится $ 40 миллионов поступлений из $ 53 миллионов. То есть, 74% годового бюджета Интерпола дают страны Запада: США, Европа, Канада, Япония и Австралия. «Я бы предложил, чтобы главные доноры – демократии пришли в секретариат Интерпола и сказали: вы начинаете приостанавливать членство злоупотребляющих Интерполом стран – до чрезвычайной сессии ассамблеи это юридически возможно – а если вы этого не сделаете, ваши зарплаты окажутся под угрозой», — цитирует BBC идею американского эксперта.
Доктор Броманд – авторитетный эксперт по вопросам Интерпола, но он, видимо, не очень хорошо понимает повадки путинского режима. Для Кремля заплатить полсотни миллионов долларов за счастье полного контроля над Интерполом и возможность преследовать своих врагов по всему миру, это такой пустяк, о котором смешно даже говорить. Если 21.11.2018 путинский назначенец Прокопчук будет избран президентом Интерпола, для стран демократии возникнет вызов, аналогичный тому, что возник в период с 1938 по 1945 годы, когда Интерпол захватили гестаповцы. И адекватный ответ может быть только таким же: выход из организации, руководство которой оказалось захвачено теми, кто использует ее в целях прямо противоположных заявленным в уставе этой организации.
Возможно, демократическим странам придется в этом случае создать свою альтернативную международную полицию, предоставив Путину, Эрдогану и другим диктаторам преследовать своих диссидентов на территории государств, где у власти находятся аналогичные диктатуры — в то время как в процветающих странах эти диссиденты будут в безопасности.