Фактически все эти новооткрытые «гибридные методы войны» - это известные старые практики из большевистского арсенала СССР 20-40-х годов, только выполненные на новом технологическом уровне.
Десятилетняя годовщина кремлёвской агрессии против Грузии, сейчас этот вооружённый конфликт принято сравнивать с событиями 2014 года в Украине, когда путинская РФ аннексировала Крым в нарушении всех норм международного права и самой российской Конституции (именно даже только поэтому по букве закона Крым должен быть возвращён Украине). Развязанная же Кремлём война на востоке Украины не утихает 4 года, и нет ей конца. Всё вместе это привело к катастрофическим последствиям для обеих стран: огромные человеческие жертвы, выросшие в геометрической прогрессии потоки беженцев и вынужденных экономических мигрантов, долгосрочные экономические и финансовые потери, политика осаждённой крепости (лидеры оправдывают свою некомплектность и коррупцию внешней угрозой), урезание гражданских свобод, международная изоляция и санкции для РФ и т.д.
В Грузии и в Украине всё развивалось примерно по схожему «гибридному сценарию»: национально-демократические революции; падения неэффективных коррумпированных режимов, ориентированных на «лёгкие» московские деньги; «контрреволюционные» действий со стороны Кремля при опоре на своих информационных агентов, политиков, общественных деятелей и лоббистов внутри страны — провал; страх перед полным выпаданием этих стран из своей орбиты влияния – военная агрессия, создание марионеточных режимов на основе определённого местного этно-культурного субстрата и советско-имперской идеологии; замораживание конфликта, попытка всеми силами переключить внимание международного сообщества на другую повестку – опять провал.
Тогда в 2008 году и потом в 2014 многие солидные западные и российские эксперты были обескуражены, и им казалось, что они столкнулись с чем-то кардинально новым: комбинированное использование парамилитарных формирований и хорошо обученных регулярных войск; хорошо спланированная кампания по дезинформации; массовая пропаганда (истории про притеснения по этно-культурному принципу, «геноцид» и установление антидемократических режимов неправовым путём при поддержке стран НАТО); хакерские атаки и продуманная дипломатическая маскировка (использование в качестве прикрытия для агрессивных действий важных международных событий, отвлекающих всеобщее внимание, отрицание своего участия до последнего, откровенная ложь официальных российских лиц и т.д.).
Но давайте с вами лучше разберёмся в вопросе, на самом деле Кремль не придумал для себя и мира ничего нового, особенного того, чего в прошлом не было уже в его инструментарии. Фактически все эти новооткрытые «гибридные методы войны» — это известные старые практики из большевистского арсенала СССР 20-40-х годов, только выполненные на новом технологическом уровне. Всё это уже было: обвинения сопредельных стран в «фашизме» и «империалистическом буржуазном национализме»; использование агентурой сети, провокаторов и боевиков Коминтерна; террористические акты; политические убийства и вооружённые провокации; громкие пропагандистские компании; военные вторжения по просьбам трудящихся,«угнетённых капиталистами и националистами»; создание марионеточных антифашистских «народных республик» с парадным руководством из числа «местных жителей», которые использовались для международно-политического прикрытия вооружённой агрессии (Показательные примеры: Финская Демократическая Республика, Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика и т.д.).
Североевропейский регион исторически хорошо знаком с печальным ассортиментом такой «кухни» кремлёвских поваров. Важно отметить другое — советский военный и дипломатический опыт, характер и кадровый состав советско-российского режима, культурный бэкграунд руководителей – всё указывает на то, что они действовали, и будут действовать по большевистским лекалам по отношению к независимым сопредельным странам. Старый пёс не выучит новых трюков. Отчасти они повторяют (иногда в виде фарса) свои же действия из предгрозовой эпохи начала XX века, когда Сталин восстанавливал имперское «жизненное пространство», одновременно опасаясь агрессии западных держав и желая экспортировать коммунизм. Не удивительно. Наследники всегда будут вынуждены идти по проторенной дорожке Отцов-основателей.
Вместо эпилога. Нынешний период очень напоминает конец Интербеллума в Европе: Москва де-факто своими действиями денонсировала международные договоры, являющимися ключевые для архитектуры глобальной безопасности; продолжает сворачивать остатки «НЭПа 2.0» эпохи нулевых, взят курс на относительную автаркию; окончательно сформировались институты путинского авторитаризма; Кремль стремится удержать сферу своих «особых интересов» всеми доступными методами, в первую очередь военными и экономическими, параллельно значительные усилия предпринимаются российским руководством для распространения в мире своей версии «народной демократии», вкупе с экспортном определённого набора ценностей (этакий сплав воинствующей архаики и антиглобализма); западные страны рассматриваются в качестве «естественного врага», систематически осуществляются операции по подрыву американских и европейских государственных и общественных институтов.
Поэтому если вы хотите узнать (вероятное) будущее Восточной Европы – приглядитесь к её трагическому прошлому, modus vivendi акторов остался прежним, современные информационные технологии и культурные изменения на самом деле дымовая завеса, скрывающая от многих наблюдателей непреложную истину: советский режим не пал в 1991 году, неосоветские обитатели Кремля проводят имперскую политику по модели раннего Сталина, после встряски 90-х советская матрица перезагрузилась и повторяет заложенную Отцами-основателями программу в новых исторических реалиях. С другой стороны — понимание картины целиком даёт нам шансы обрести противоядие.