Андрей Илларионов: О выгодоприобретателях политико-экономической системы и их бенефитах
Возможно, под влиянием продолжающегося голосования, спровоцированного необычным утверждением Д.Травина о А.Собчаке (промежуточные результаты – 18 к 82), мое внимание привлекли к его разговору с П.Усановым на недавней конференции Института Хайека.
2:49:00 – 2:50:10:
П.Усанов: Ты согласен с тем, что те самые реформаторы, о которых ты говоришь, фактически являются участниками и бенефициарами во многом нынешней административной модели политики, экономики и вообще в целом иерархической системы? Они в нее так или иначе вписались… в целом… эти люди в известном отношении виновны в том пути развития, по которому мы сейчас идем?
Д.Травин: Ну это концепция Илларионова, которую он сейчас развивает. Опять же и да и нет. Ну, Илларионов – бенефициар. Два раза был советником, сначала – премьера, потом – президента. Еще какой бенефициар! И я – бенефициар. Мне сегодня живется гораздо лучше, чем когда я был…
П.Усанов: Нет-нет, в смысле – часть системы, часть системы. Часть элит.
Д.Травин: И я – часть системы. А, что, я – не часть системы?
П.Усанов: Административного аппарата? Ты возглавляешь крупный банк?…
Нельзя не отметить отваги Дмитрия Яковлевича, публично признающего себя частью и бенефициаром нынешней политико-экономической системы.
В том же, что касается моей персоны, то он, естественно, неправ.
Прежде всего он подменяет понятия, давая два качественно различных ответа на один и тот же вопрос: в одном случае он говорит о бенефициаре системы – по факту давно закончившейся работы в госаппарате («был советником»), во втором – о бенефициаре состояния («сегодня живется гораздо лучше»).
Бенефициарами состояния теоретически можно назвать всех (большинство) граждан страны, в том числе и не причастных к государственному аппарату (если допустить, что конкретные действия властей привели в целом к улучшению ситуации в стране). Также и проигравшими можно назвать всех (большинство) граждан страны (если принять, что действия властей привели в целом к ухудшению ситуации в стране).
В отличие от этого к бенефициарам политико-экономической системы в принципе можно отнести лишь тех, кто имел (имеет) непосредственные контакты с этой самой системой, кто получал (получает) от нее какие-то «бенефиты». «Бенефициар» («выгодоприобретатель«) системы – это получатель либо денежных платежей (зарплат, дотаций, субсидий, грантов, иных выплат и т.п.), либо неденежных привилегий, обусловленных особым (близким) положением получателя к источнику ограниченных (дефицитных, регулируемых, находящихся в монопольном распоряжении) ресурсов (ценных бумаг; движимого и недвижимого имущества; позиций в государственном аппарате, в государственных или полугосударственных компаниях, общественных фондах, комитетах; привилегированного доступа к средствам массовой информации и т.п.).
Автор данных строк действительно работал советником и премьер-министра (в 1993-94 гг.) и президента (в 2000-05 гг.). В то время он действительно получал денежные платежи в виде заработной платы.
Однако, как я уже отмечал ранее, никаких других денежных или неденежных ресурсов «во время своей работы в администрации президента России я не получал, я также не приобретал в свою собственность какой-либо недвижимости – квартир, дач, земельных участков; не получал и не приобретал в свою собственность какого-либо государственного имущества (например, автомобилей). За время своей работы в администрации президента России я не получал из государственных или частных источников каких-либо дотаций, грантов, кредитов и т.п. Несмотря на многочисленные предложения я не участвовал в каких-либо бизнес-проектах или бизнес-операциях. Несмотря на отсутствие в то время соответствующего запрета я отклонил все предложения занять какие-либо посты в советах директоров и наблюдательных советах государственных и иных компаний…
После моего ухода из администрации президента России 27 декабря 2005 г. и получения в ней итогового расчета я не получал от администрации, каких-либо представителей Кремля, органов государственной власти России каких-либо денежных средств, имущества, недвижимости.
Акций, облигаций, других ценных бумаг не имею.
В операциях на рынке ГКО не участвовал«.
Тем не менее есть несколько весьма специфических «бенефитов», действительно полученных мною от нынешнего политического режима, какие в связи с затронутой темой было бы несправедливо не упомянуть:
1. С июля 2004 г. и до моего увольнения с поста советника Президента 27 декабря 2005 г. моя заработная плата была снижена на треть бывшим тогда руководителем администрации Д.Медведевым за систематические нарушения мною его запрета на свободное общение с журналистами. Таким образом, в течение последних 18 месяцев работы в администрации президента моя фактическая зарплата составляла примерно две трети от официально назначенной. Кажется, это единственный случай такого рода в истории администрации президента.
2. С того же июля 2004 г. и по сей день моя фамилия находится в т.н. «черном списке» федеральных телеканалов, запрещающем им мое участие в каких-либо телепрограммах.
3. В 2007 г. моя фамилия была также включена в подготовленный прокремлевскими авторами т.н. «список 12 главных врагов Путина».
Безусловно, полученные мною «бенефиты» существенно уступают тем «наградам», которыми режим «удостоил» многих лидеров и активистов российского либерально-демократического движения, в т.ч. Г.Старовойтову, С.Юшенкова, Ю.Щекочихина, А.Политковскую, М.Салье, Б.Немцова.
В отличие от них судьбы главных (наряду с Б.Ельциным) создателей нынешнего политико-экономического режима – Е.Гайдара и А.Чубайса – сложились иначе. Нынешний режим не только не тронул ни одного, ни другого, но, более того, он по достоинству оценил работу обоих «отцов-основателей»:
— Е.Гайдар при жизни получил освобождение своего института от всех налогов и платежей, а после смерти – запрет на критику в государственных СМИ, исключительно позитивное освещение его «жизни и деятельности», а также президентский Указ о государственном увековечивании его имени;
— А.Чубайс получил спасение от многочисленных уголовных преследований, а также государственную компанию с фактически неограниченным бюджетным финансированием.
Следует также заметить, что автор данных строк в последние годы избирался членом Координационного совета российской оппозиции, а также членом постоянного комитета Форума свободной России. Обе общественные организации находились и находятся под жесточайшим давлением со стороны нынешнего режима, многие члены КС были репрессированы, один из них был убит недалеко от Кремля, большинство членов ПК ФСР из-за преследований со стороны режима были вынуждены покинуть Россию.
В свою очередь, Дмитрий Яковлевич Травин последние 6 лет является членом Комитета гражданских инициатив А.Кудрина, организации, за это время не испытывавшей на себе никакого давления со стороны нынешнего режима, наслаждающейся устойчивым финансовым положением, организации, члены которой (слава богу) не подвергались репрессиям, они не только не были вынуждены покидать Россию, но и имели и имеют свободный доступ к российским СМИ, включая и государственные телеканалы, предоставляющие исключительно благожелательное освещение деятельности КГИ; руководитель же этой организации недавно получил высокую должность в той самой политико-экономической системе, частью и бенефициаром которой не стесняется называть себя Дмитрий Яковлевич.