Свободный мир – весьма юный исторический феномен. Большую часть своей истории подавляющее большинство человечества прожило в несвободе. Лишь относительно недавно впечатляющие успехи политической и правовой системы свободного мира(личные, гражданские, экономические, политические свободы; верховенство права; республиканское государственное устройство; политическая демократия; разделение государственной власти и ее ограничение; гражданский контроль над вооруженными силами; религиозная и идеологическая терпимость) позволили ей распространиться по значительной части планеты. Однако первоначально политическая и правовая система свободного мира, создавшего институциональные традиции, регулярно воспроизводящиеся и не прерывавшиеся в мире вплоть до сегодняшнего дня, родилась и смогла (почти чудом) выжить в течение первых примерно полутора столетий на совсем небольшой, даже по европейским меркам, территории. Как бы ни относиться к появлению современного свободного мира – как к исторической случайности или исторической закономерности, время и место его появления локализуется достаточно точно.
Речь, естественно, идет о Нидерландах. Точнее, если использовать официальное название того времени, о Республике Соединенных Провинций Нидерландов. Поначалу это была совершенно крошечная территория с незначительным населением. В 1576-1577 гг., в самый тяжелый период Восстания против Габсбургов и католицизма, политических, экономических и религиозных преследований со стороны испанцев, часть провинций Голландии, Зеландии и Утрехта, контролировавшаяся восставшими, не превышала 6 тысяч кв.км с населением не более 250-300 тыс.чел. В переводе на современные российские реалии – это меньше числа жителей одного Одинцовского района Московской области (320 тыс.чел. в 2016 г.).
Повстанческие районы в 1576-1577 гг. (отмечены штриховкой).
Против жителей восставших провинций испанский король Филип II двинул Армию Фландрии, военное соединение нового типа, первую постоянную армию нового времени, беспрецедентную по уровню подготовки и военному опыту, численность которой в пик боевых действий достигала невероятные для своего времени 86 тыс. солдат.
Несмотря на несопоставимость экономических, финансовых, демографических ресурсов противников (на рубеже 16 и 17 веков число всех жителей Республики составляло около 1,5 млн.чел. по сравнению с 52 млн.чел., проживавших только в европейских владениях Габсбургов), несмотря на мощный поток золота и серебра из американских колоний Испании, предоставивший Империи огромные средства для финансирования военных действий, несмотря на 80-летнюю длительность Войны за независимость – несмотря на все это нидерландцы смогли выстоять и победить. А политические и правовые институты свободного общества, закрепившиеся в Республике во время Восстания и Войны за независимость, постепенно распространились по всему миру.
Б. ван Бассен. Заседание Генеральных Штатов Республики в Рыцарском зале Бинненхофа, Гаага, 1651 г.
По странному стечению обстоятельств несколько важнейших событий, приведших к первой победе политической и правовой системы свободного мира, институциональная преемственность с которой сохраняется до сегодняшнего дня, произошли в годы, заканчивающиеся цифрами восемь и девять. Поэтому нынешний, 2018-й, и следующий, 2019-й, годы оказываются временем, на которое приходится несколько юбилеев, дающих удобный повод вспомнить, как именно происходило становление современного свободного мира, а также, возможно, извлечь из этого полезные уроки для сегодняшнего дня.
26 июня 1548 г. (470 лет назад) – ратификация аугсбургским рейхстагом Священной Римской Империи Бургундского договора, создание т.н. Бургундского круга, впервые объединившего семнадцать провинций Нидерландов в единую самоуправляемую административную единицу, отличную от других провинций Империи. Год спустя император Карл V закрепил появление новой провинции Империи своей Прагматической санкцией 1549 г.
23 мая 1568 г. (450 лет назад) – битва при Хейлиргелее, начало Войны за Независимость, растянувшейся на 80 лет, первая победа восставших, гибель в сражении командовавшего нидерландским отрядом 27-летнего Адольфа Оранского, брата лидера восставших Вильгельма I Оранского.
Май 1578 г. (440 лет назад) – переход Амстердама, крупнейшего на тот момент (30 тыс. жителей) и богатейшего города провинции Голландии, до тех пор сохранявшего лояльность испанскому королю Филиппу II, на сторону восставших.
23 января 1579 г. – заключение Утрехтской унии, формирование военно-политического союза северных провинций Нидерландов.
Апрель 1588 г. (430 лет назад) – отказ Генеральными штатами семи нидерландских провинций – Голландии, Зеландии, Утрехта, Гельдерна, Оверэйссела, Фрисландии, Гронингена – от дальнейшего поиска претендентов на позицию монарха для участников Утрехтской унии, провозглашение самоуправляемой Республики в виде Конфедерации семи объединенных провинций.
31 июля – 8 августа 1588 г. (430 лет назад) – разгром объединенным англо-голландским флотом испанской Непобедимой Армады, снятие непосредственной угрозы рекатолизации Англии и Нидерландов.
30 января 1648 г. (370 лет назад) – заключение Мюнстерского договора, закончившего Восьмидесятилетнюю войну (1568-1648 гг.) официальным признанием Испанией независимости Нидерландов.
1-5 ноября 1688 г. (330 лет назад) – фантастическое по дерзости, успеху и историческим последствиям вторжение нидерландского экспедиционного корпуса во главе с Вильгельмом III Оранским в Англию, приведшее к свержению католического короля Якова II и его бегству во Францию, т.н. английская «Славная революция», в ходе которой протестантский штатгальтер Голландии Вильгельм был провозглашен королем Англии, властные полномочия были перераспределены в пользу парламента, принят Билль о правах (16 декабря 1689 г.); решающая победа свободного политического и правового режима в Англии, радикальное изменение геополитического баланса в Европе.
Погрузка войск Вильгельма III Оранского на корабли в Хельвотслуйсе, октябрь 1688 г.
В коротком тексте невозможно затронуть все особенности и последствия формирования первого свободного политического и правового режима в истории. Но некоторые уроки этого процесса можно отметить.
1. Свободный человек – это вооруженный человек. Борьба за свободу – это по необходимости и вооруженная борьба.
2. Борьба за свободу может быть весьма длительной. В случае Республики Нидерландов достижение более или менее решающей победы заняло почти полтора столетия (пять-шесть поколений).
3. Цена свободы высока. Для победы в Восстании и Войне за Независимость потребовались невероятные ранее финансовые усилия. В боях, осадах, от голода погибла примерно пятая часть жителей (600-700 тыс.чел. из примерно 3,2 млн.чел. населения Габсбургских Нидерландов). В первом же сражении Войны пал брат Вильгельма I Оранского Адольф. Сын Вильгельма Филипп-Вильгельм, студент Лёвенского университета, в 13-летнем возрасте был похищен агентами Габсбургов, переправлен в Испанию в качестве заложника, он больше никогда не смог увидеть отца. Сам Вильгельм I Оранский, переживший несколько покушений, был убит католиком-фанатиком 10 июля 1582 г.
4. Завоевать свободу в одиночку невозможно. Борьба за свободу – это всегда кооперация, это всегда совместные действия. Победа Нидерландской революции – это результат коллективных усилий жителей десятков городов, нескольких провинций, в течение десятилетий сообща отстаивавших, в том числе вооруженным путем, свободу для всех.
5. Борьба за свободу интернациональна. Наряду с голландцами и жителями других провинций Нидерландов в рядах бойцов за свободу Республики сражались англичане, шотландцы, немцы, шведы, французы-гугеноты. Неоценимую услугу победе свободы оказали протестанты, воевавшие на фронтах гражданских войн во Франции, Германии, Богемии. Без их усилий и без их жертв Республика была бы быстро задушена, а вместе с нею была бы уничтожена первая политическая и правовая система свободного мира.
6. Борьба за свободу требует союзников. За годы Восстания, Войны за Независимость, последующих войн – вплоть до победы английской Славной революции 1688 г., обеспечившей относительную безопасность первой Республики нового мира, ее политической и правовой системы, – в союзниках у нее в разное время были Англия, Франция, Испания, германские княжества. Те же государства успели побывать и военными противниками Республики.
7. Какой бы трудной, отчаянной и даже обреченной ни казалась бы и ни была бы на самом деле борьба за свободу в самые тяжелые моменты Восстания и Войны за Независимость (например, после падения Наардена и Хаарлема, во время осады Лейдена в 1574 г.), уверенность в правоте своего дела никогда не покидала борцов за свободу.