Руководитель грозненского представительства Правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал» Оюб Титиев обвиняется в приобретении и хранении наркотиков в крупном размере. Оюб находится под стражей с 9 января, со дня, когда его автомобиль остановили по пути на работу и подбросили «при осмотре» пакет с 206,9 граммами марихуаны. ПЦ сообщил 13 февраля Каспаров.Ru, что 60-летний Титиев признан политзаключенным.
Последние месяцы Титиев и другие сотрудники «Мемориала» работали по резонансному делу о 27 задержанных и затем исчезнувших (вероятнее всего, расстрелянных) жителях Чеченской Республики (ЧР), что не нравилось власти.
Председатель парламента ЧР Магомед Даудов, выступая 25 декабря, связал включение главы ЧР Рамзана Кадырова в «список Магнитского» и блокировку его аккаунтов в соцсетях с правозащитниками и призвал к их преследованию. После ареста Титиева и поджога офиса «Мемориала» в Назрани, 17 января Кадыров на совещании с представителями МВД и Нацгвардии по ЧР назвал правозащитников «врагами народа» и «стукачами», которые дискредитируют свой народ, заявил, что в Чечне им нет места, а их родственники отвечают за их деяния.
В интервью DailyStorm Кадыров заявил, что Титиев курил марихуану, и назвал наркоманом его сына. В отношении Титиева развернуло травлю телевидение: его родные вынуждены были покинуть Чечню. За адвокатом Оюба Петром Заикиным на территории Чечни демонстративно следят, за ним постоянно ездит машина.
В ЧР провокации с наркотиками стали системой. Руслан Кутаев был осужден за «найденные наркотики» после того, как провел круглый стол к годовщине депортации вайнахов, Жалауди Гериев – после публикаций в «Кавказской узле» и по пути на правозащитную конференцию. Замминистра МВД ЧР Алаудинова призывал к борьбе с врагами, подбрасывая наркотики. Дело против Титиева — очевидная фабрикация. Он резко отрицательно относится к вредным привычкам, особенно к употреблению наркотиков, — и как соблюдающий традиции мусульманин, и как спортсмен –
он ведет здоровый образ жизни и регулярно тренируется. Первоначальный осмотр машины Титиева, когда «нашли» пакет с марихуаной, проходил без понятых, в расчете на то, что он признает вину в полиции. Когда Оюб отказался и заявил о провокации, полицейские провели «осмотр» с понятыми. После того, как у Титиева взяли смывы с рук, его вывели из кабинета до опечатывания образцов, а привели назад, когда конверты уже опечатали. Неизвестно, что приобщено к материалам дела. Титиева склоняли к самооговору в течении семи часов, прошедших от задержания до допуска адвоката. За сутки после задержания следствие провело большой объем работы, в которой участвовали три следователя. Защите не показали поручение, по которому велось оперативное сопровождение уголовного дела.
Обстоятельства преследования позволяют полагать, что Титиева лишили свободы с целью прекращения его публичной деятельности по защите прав человека и основных свобод. Лишение свободы применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и основано на фальсификации доказательств и при отсутствии события преступления.
Отметим, что Фонд помощи политзаключенным можно пополнить через Яндекс-кошелек 410011205892134 и карту «Сбербанка» № 5469 3800 7023 2177.