Д.С. — Я приветствую зрителей канала Форума свободной России. В студии — Дмитрий Силивончик. А в гостях у нас главный редактор издания «Хартия’97» Наталья Радина. Наталья, здравствуйте.
Н.Р. — Здравствуйте.
Д.С. — 18 мая прошли обыски у сотрудников редакции TUT.BY. Я хотел бы для наших зрителей, которые находятся не в Беларуси, которые не знают до конца медиа-повестку, у Вас уточнить, насколько это издание занимало важную роль в медиа-среде Беларуси? Почему это настолько важное событие?
Н.Р. — Это один из самых популярных беларусских медиа-порталов, один из немногих, оставшийся незаблокированным интернет-ресурсов. Потому что, напомню, в 2020 году в Беларуси были заблокированы практически все независимые интернет-сайты А сайт «Хартия’97», который я возглавляю, был заблокирован в Беларуси еще в 18-м году.
Уничтожение TUT.BY — это окончательная зачистка информационного поля в Беларуси. Я этому совершенно не удивлена. Это только доказывает, что сегодня невозможно никак договориться или как-то мирно сосуществовать с фашистской диктатурой, что она будет уничтожать все живое, любое независимое слово. Никакие договоренности, никакие попытки сотрудничества с этими властями невозможны. Лукашенко пытается сейчас полностью подчинить себе все медиа в Беларуси. И поэтому произошла эта атака на TUT.BY, аресты журналистов и редакторов, и преследование. Совершенно понятно, что-либо их хотят уничтожить, либо взять под контроль для того, чтобы портал превратился во вторую советскую Беларусь, потому что в сегодняшней Беларуси, к сожалению, свободные медиа работать не могут.
Д.С. — TUT.BY — это же не только медиа, это же целая инфраструктура, насколько я знаю. Там была и почта, и форумы, и какие-то дополнительные сервисы. Насколько закрытие этой площадки или ее подконтрольность властям может ударить вообще по IT-сфере?
Н.Р. — Дело в том, что работа IT-сферы в Беларуси вряд ли возможна в свободном режиме. Мы давно говорили много-много лет, что парк высоких технологий, куда входил TUT.BY, просто невозможен при диктатуре. В народе его называли шарашкой. Вы все знаете из истории, что такое шарашка. Поэтому совершенно понятно, что не нужно было вступать в этот парк высоких технологий. Сейчас мы видим, что проблемы возникли якобы из-за неуплаты налогов. Понятно, что все эти обвинения надуманны. TUT.BY — это такой крупный бизнес, вы должны понимать. Потому что они владели так же hoster.by, т.е. занимались хостингом. Естественно, это была крупная рекламная площадка. Там была и почта, и другие сервисы. Но это еще раз доказывает, что ведение бизнеса в Беларуси сегодня невозможно.
Насколько это ударит? Я могу сказать, что беларусы давным-давно привыкли к тому, что свободное слово душат, уничтожают. Когда Лукашенко пришел к власти в 94-м году, он сразу же захватил телевидение, затем радиостанции, закрыл все независимые радиостанции, и потом начал уничтожать газеты. Я, например, начинала работать в 97-м году, и до 2001-го года, когда я ушла работать на «Хартию», я проработала в пяти газетах, которые были закрыты одна за другой. Поэтому я понимала уже тогда в 2001-м году, что спокойно работать журналистом я не смогу. Но кто-то понял это только сегодня. Но выход есть всегда. Потому что люди в Беларуси знают, как обходить блокировку, есть Телеграм-каналы у каждого медиа, есть социальные сети. Поэтому нужно продолжать работать, выполнять свою миссию — доносить до людей правду. Сейчас это самое главное. А люди найдут возможность ее прочитать.
Д.С. — Статья о неуплате налогов достаточно универсальная в Беларуси. Ее применяют практически по любому поводу, когда нет других формальных причин. Но если попробовать немного углубиться в вопрос причины, почему это сейчас происходит с TUT.BY. Все-таки на Ваш взгляд это попытка политическая или экономическая, чтобы отжать этот бизнес, потому что там огромные деньги крутятся? Или это попытка задушить свободу слова?
Н.Р. — Все может быть. В первую очередь это, конечно, политические причины. Совершенно понятно, что режиму Лукашенко не нужны сегодня никакие независимые, даже более-менее умеренные источники информации. Безусловно, здесь есть и какой-то бизнес-интерес у определенных чиновников. Потому что сегодня же многие силовики в Беларуси душат бизнес, уничтожают коммерческие предприятия именно для того, чтобы затем набить собственные карманы. Плюс в бюджете огромная нехватка средств, в стране экономический кризис и просто-напросто бизнесменов начинают грабить, это совершенно очевидно.
Но сегодня я бы говорил о том, как нужно отвечать на эти действия. Потому что мы можем очень долго говорить, как ужасен режим Лукашенко, но, опять же, для меня это не новость, я к этому была готова, потому что сайт «Хартии» преследовался на протяжении нескольких десятков лет. Мы работаем с 98-го года. Но сегодня нужно говорить в полный голос всем и я призываю к этому всех лидеров оппозиции, о необходимости введения жестких экономических санкций против режима Лукашенко. Это то, что сегодня нужно делать на внешней арене. Потому что только экономические санкции способны остановить режим. И поверьте мне, это очень больно ударит по диктатуре.
Другой момент, что нужно делать внутри страны. Люди должны, конечно же, сопротивляться. Потому что если мы не будем сопротивляться, то нас просто уничтожат окончательно. Поэтому еще действенные методы сопротивления сегодня — это забастовка всеобщая: и рабочих, и бюджетников, и частного бизнеса, и последующие акции протеста. Только таким образом мы можем добиться свобод. Ждать чего-то, надеяться на эту власть, рассчитывать, что она думает нельзя. Необходимы эти 3 метода: санкции, забастовка и протесты.
Д.С. — Вы опередили мой вопрос. Я как раз хотел спросить о действиях Светланы Тихановской, которая обратилась к главе Еврокомиссии с требованием ввести санкции и уточнить, насколько это может быть эффективно. Но, в принципе, я вижу, что Вы разделяете эту позицию, что санкции важны и могут повлиять на режим.
Н.Р. — Именно экономические санкции. Потому что персональных санкций недостаточно. К сожалению, прошло уже достаточно много времени. И это произошло в том числе и по вине нерешительности Светланы Тихановской, которая часто меняет свое мнение. Необходимо вводить экономические санкции. Те санкции, которые мы имеем сегодня, недостаточны. И мы слышим, что скоро будет введен 4-й пакет санкций со стороны Евросоюза, но, опять же, больше речь идет о персональных санкциях. Необходимо требовать экономических санкций против предприятий, против банков. Именно это может повлиять на ситуацию. Необходимо требовать запрета экспорта беларусских нефтепродуктов, экспорта калия. США должны сейчас ввести санкции против предприятий нефтехимии и «Гродно Азота». Это хороший шаг, но необходимо их расширять и как можно скорее. Потому что необходимо вводить санкции против «Беларуськалия» и всех предприятий, где будут пытаться задушить забастовочное движение. Вот этого должны требовать все лидеры оппозиции сегодня и четко и ясно об этом говорить.
Д.С. — Но Запад достаточно неохотно идет на такие шаги. А как бы можно было на него повлиять на Ваш взгляд, как можно добиться больших результатов?
Н.Р. — Именно активными действиями. Во-первых, это должны делать лидеры и активисты оппозиции, говорить об этом четко и ясно и постоянно, требовать этого от европейских лидеров, с которыми они встречаются и на всех международных площадках. Во-вторых, задача беларусских диаспор во всех странах. Мы видим, что проснулась беларусская диаспора, мы видим, акции проходят по всему миру. И эти люди должны не просто выходить с бело-красно-белым флагом. Они должны выходить к министерствам иностранных дел своих государств, к правительствам и требовать введения экономических санкций против диктатуры Лукашенко.
Д.С. — Если вернуться к теме журналистики сейчас, после того, как произошли те события в отношении TUT.BY. Если хоть какие-то шансы, что сохранятся независимые журналисты именно на территории Беларуси или самым эффективным будет все же действовать за пределами страны?
Н.Р. — Дело в том, что все медиа в Беларуси, включая «Хартию», используют такую модель. Не все, но большинство. Часть людей, редакция работает из-за рубежа, часть людей работает подпольно внутри страны. По-другому, похоже, сегодня работать невозможно. Поэтому честь и хвала и огромное спасибо тем журналистам, которые сегодня, несмотря на риск, продолжают выполнять свою работу на территории Беларуси. но мы видим, что это делать все сложнее и сложнее. Возможно, на какое-то время журналистам нужно уходит в подполье. Но самое главное, нужно просто понять, что быть над схваткой, как пытаются до сих пор некоторые журналисты, к сожалению, не получится. Сегодня уже нужно принимать чью-то сторону. Потому что сегодня мы все — и журналисты, и рабочие, и предприниматели, и политики — мы боремся с фашизмом. Это нужно понимать всем. Мы не сможем сотрудничать с этими властями никак.
Д.С. — На Ваш взгляд, кто побеждает в этой борьбе? Я имею в виду в медиа-борьбе. Способны ли сейчас беларусские пропагандисты хоть как-то конкурировать с независимыми СМИ? Научились ли они чему-то у России? Потому что насколько я помню, Россия помогала измен ть медиа-пространство.
Н.Р. — Доверия к лукашенсковским СМИ нет никакого у читателей и у зрителей. Рейтинги их сайтов, их газет крайне низкие. Люди не читают, люди не верят этой пропаганде абсолютно. Достаточно жить в беларуси, чтобы понимать что тут происходит. И ты не будешь открывать «Советскую Беларусь» и смотреть беларусские каналы. Потому что ты понимаешь, что это вранье. Поэтому доверия к ним нет никакого. Результат их работы нулевой. Люди ненавидят Лукашенко в Беларуси. Чем больше он совершает этих репрессий, вводит эти безумные декреты, тем больше растут протестные настроения внутри страны. И эта ненависть никогда не конвертируется ни в какую симпатию, ни в какую любовь и не будет смирения. Потому что сегодня каждый беларус понимает, что надо бороться, что нужно побеждать, что при этой власти жить невозможно. Просто это понимание, что необходимо менять ситуацию, уже есть у каждого.
Д.С. — И в завершении нашей беседы я бы хотел спросить вот о чем. Как Вы думаете, когда Беларусь станет свободной, насколько будет просто восстановить настоящую честную журналистику или все-таки придется заново переучивать кадры, готовить их и с нуля строить все медиа-пространство?
Н.Р. — Журналисты все остаются. Люди выходят из тюрем, люди приедут из эмиграции. Я уверена, что с журналистикой в Беларуси будет все в порядке. Наши журналисты лучшие в мире, они смелые, они закаленные, они прошли через огонь и воду. Поэтому я уверена, что с журналистикой будет все в порядке. Главное, чтобы была свобода слова.
Д.С. — Могу только присоединиться к этому пожеланию, к этому настроению. Спасибо больше за интервью. Я благодарю также наших зрителей. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и до встречи на следующих эфирах. Всего доброго.