Оппозиционные гражданские активисты определяют главные проблемы общественной жизни России
В Вильнюсе начал работу III Форум свободной России. Как подчеркивают его организаторы, данный проект — это «постоянно действующая площадка, одной из главных задач которой является формирование интеллектуальной альтернативы путинскому режиму, альтернативы, на базе которой возможно построение новой, европейской России».
Впервые представители российской оппозиции, живущие как в самой метрополии, так и в других странах, собрались в литовской столице в марте 2016 года. В значительной степени это была ознакомительная встреча, сверка позиций, налаживание новых контактов. Не все участники первого форума приехали затем в октябре на вторую встречу, зато интерес к ней проявили новые эксперты и политические активисты. Второй форум был специально запланирован после думских выборов в России, чтобы можно было оценить меняющуюся политическую реальность.
Третий форум продолжит рассмотрение сценариев выхода России из ситуации, которую его участники называют политическим, экономическим и цивилизационным тупиком.
Выступивший на открытии Гарри Каспаров подчеркнул, что нынешний форум стал первым, где число приехавших из России превысило участников из зарубежья.
Стоит отметить, что на этот раз российские власти уделили серьезное внимание форуму, который официальная пропаганда называла не иначе как «сборище пикейных жилетов». Неожиданно за аккредитацией обратились девять сотрудников посольства России в Литве.
«Трудно сказать, что данные заявители планировали делать на форуме, просто непонятно, — заметил по этому поводу Гарри Каспаров. — У форума нет достаточных ресурсов, но здесь обсуждают вопросы, которые в российском оппозиционном сообществе табуированы. У нас нет условностей. Все вопросы мы обсуждаем без оглядки на избирателей. Нам оказывает большое внимание Кремль, где понимают, что свободное обсуждение для них опасно. Мы говорим о будущем».
«Мы хотим, чтобы Россию не сводили к одному Путину»
Взаимодействию оппозиционеров в эмиграции и в метрополии была посвящена одна из первых секций форума. Координатор проекта «Кадровый резерв свободной России» Всеволод Чернозуб, который несколько лет назад попросил политического убежища в Литве, отметил важность координации усилий оппозиционных активистов в России и на Западе.
«Каждый месяц из России уезжают люди – кто-то более известный, кто-то менее. И очень важно не потерять с ними связи, дать им почувствовать, что оппозиционное движение нуждается в них», — сказал Чернозуб в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».
Возможности оппозиционеров значительно ниже тех ресурсов, которыми Кремль снабжает официальные СМИ в России и которыми поддерживает своих ставленников в Европе и США, финансируя, к примеру, «Конгрессы соотечественников» или различные «Русские дома» за рубежом.
«Нам же очень важно, чтобы свободомыслящие российские граждане, и вообще все те, кто симпатизирует России, но при этом не согласен с правящим режимом, собирались бы вместе, обсуждали настоящее и вырабатывали стратегию совместных действий на будущее. И для этого важно, чтобы российская диаспора была бы не пассивным проводником идей, которые навязывает Кремль, но являлась бы активным соавтором демократических проектов. Или, по крайней мере, уравновешивала бы ту часть, которая лояльна российскому руководству», — продолжил координатор «Кадрового резерва свободной России».
Еще одна важная задача форума, по мнению Всеволода Чернозуба, показать наличие несогласных с правящим российским режимом и готовых бороться за построение демократического общества.
«Мы хотим, чтобы те, кто защищается от российской агрессии, тем не менее, не мазали бы все одним цветом, не говорили бы, что все россияне одинаковые, и не сводили бы всю Россию к одному Путину. На самом деле альтернатива режиму есть, и как ни давит власть гражданских активистов, все равно они выходят на акции протеста, пишут книги, борются с коррупцией, проводят смелые журналистские расследования. И мы связываем будущее страны именно с ними», — подчеркивает Всеволод Чернозуб.
Поворотный пункт – 2003 год
Тематически с секцией о взаимодействии метрополии и эмиграции перекликалась дискуссионная панель «Люстрация: очищение через страдания». Юрист Наталья Кантович, которая ранее представляла интересы компании ЮКОС, а ныне учится в лондонском Кингс-колледже, во время своего выступления отметила: «Люстрация — это ненасильственный способ преодоления наследия прошлого и восстановления справедливости. Отказ от своевременной люстрации после распада СССР тому подтверждение».
Председатель международного общественного движения «Говорите громче!» Андрей Сидельников в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» заметил, что у него достаточно жесткая позиция по проблеме люстрации. По его мнению, «люстрация – это один из важнейших факторов, который должен быть осуществлен при построении новой России. Потому что я считаю недопустимым повторения ситуации 1991 года, когда кадровых офицеров спецслужб и тех, кто с ними сотрудничал, допустили к управлению страной».
По мнению Сидельникова, нельзя допускать к участию в политической жизни страны тех, кто сегодня представляет властную элиту России, и тех, кто обслуживает власть информационно.
При составлении люстрационных списков лидер движения «Говорите громче!» предлагает взять в качестве поворотного пункта 2003 год, когда, по его мнению, произошла решительная смена вектора развития России. Сидельников поясняет: «Выборы осени 2003 года в Государственную думу были уже несвободными. То есть если раньше к выборам были определенные вопросы, то после 2003 года, как показала история, выборы как институт в нашей стране отсутствуют. Поэтому в первую очередь люстрации, я считаю, подлежат люди, принимавшие ответственные решения за последние 13 лет. А именно: члены администрации президента, депутаты Государственной думы, министры и их заместители, региональные чиновники и губернаторы».
«Дело не в конкретных фамилиях, а в должностях государственного аппарата. Поскольку занимающие их люди поддерживают сегодня возглавляемый Владимиром Путиным режим», — заключает Андрей Сидельников.
Кстати, участники форума в ходе дискуссии предложили в качестве опережающей меры начать составлять люстрационные списки, куда вошли бы чиновники и судьи, причастные в процессу ЮКОСа и к делу Сергея Магнитского.
Понимают ли на Западе российскую угрозу безопасности?
В конце первого дня форума прошла дискуссионная панель «Новая внешнеполитическая реальность». Участники секции обсуждали пути противодействия российской гибридной агрессии и делились наблюдениями о степени влияния Кремля на результаты выборов в странах Запада.
Журналист, эксперт группы противодействия трансграничной коррупции Гражданского форума «ЕС – Россия» Анастасия Кириленко последние годы живет и работает во Франции. По ее наблюдениям, французские власти пока не очень готовы к противостоянию российской пропаганде.
«Через три дня состоится встреча нового президента Франции Эммануэля Макрона с Путиным. Очевидно, что инициатором встречи стал Путин, который успел позвонить Макрону. Если судить по предыдущему опыту, Путин будет вполне вежлив, он уже предложил забыть разногласия и предложил некое партнерство в борьбе с терроризмом», — напоминает собеседница «Голоса Америки».
По мнению Кириленко, сейчас наблюдается некий регресс по сравнению с президентством Франсуа Олланда: новый хозяин Елисейского дворца сказал, что Минские соглашения необходимо соблюдать, по вопросу Сирии считает нужным сотрудничать с Россией. Кроме того, в настоящее время Макрон больше занят экономикой, чем международной политикой. И если Олланд отказался встречаться с российским президентом, то Макрон принял предложение. Вместе с тем, продолжает эксперт, сказать, что отношения России с Францией улучшатся коренным образом, сейчас вряд ли возможно, поскольку в России непрерывно происходят события, возмущающие западную и в том числе французскую общественность, будь то преследования геев в Чечне, аресты и приговоры участникам акции 26 сентября или обыск в «Гоголь-центре».
«Вполне возможно, что отношения осложнятся по каким-то объективным причинам из-за происходящего в России», — допускает Анастасия Кириленко.
В то же время она с тревогой отмечает, что во французском обществе до сих пор отсутствует достаточное осознание гибридной угрозы со стороны Кремля, несмотря на доказанность взлома почты Эммануэля Макрона российскими хакерами.
«Вообще-то нормальная международная практика в таких случаях — это высылка хотя бы части дипломатов, принятие дополнительных санкций. Но нет даже педалирования этой темы в прессе. А Марин Ле Пен получила кредиты из России как минимум на девять миллионов долларов, а возможно, и на сорок миллионов, что покрывает большую часть ее кампании. И оказалось, что по французским правилам это вполне себе законно. Принимать в дар деньги от зарубежных правительств запрещено, но не удалось доказать, что это был дар. И все это заставляет меня делать вывод, что во Франции не до конца понимают угрозу национальной безопасности со стороны России», — подытоживает Анастасия Кириленко.
В пятницу 26 мая участники III Вильнюсского форума обсудят темы экономических санкций, системного кризиса, “холодной гражданской войны” в России и усиления деятельности российских спецслужб.