9 ноября в Вильнюсе открывается восьмой «Форум свободной России». В течение двух дней политики, правозащитники и эксперты будут обсуждать эволюцию политической ситуации в регионе. В дискуссиях примут участие в том числе Гарри Каспаров, Олег Сенцов, Лев Пономарев, Марат Гельман и другие. Накануне открытия Русская служба RFI поговорила с одним из основателей форума Иваном Тютриным о главных темах, волнующих российскую оппозицию в эмиграции, об оппозиционерах, которых хотели бы видеть в Вильнюсе, но которые не приезжают, а также о тех, кто, наоборот, хотел бы приехать, но кого не пускают сами организаторы.
В программе форума заявлено участие оппозиционеров-эмигрантов Ильи Пономарева и Евгении Чириковой, в Вильнюс приедут также российские правозащитники и эксперты, в частности, глава движения «За права человека» Лев Пономарев, экономист Андрей Илларионов, журналист Максим Трудолюбов, а также иностранные эксперты и правозащитники, как, например, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, американский политолог Джейсон Смарт, чешский правозащитник Штефан Черноушек. Как рассказали сами организаторы, заявки на участие в восьмом «Форуме свободной России» поступили от 500 активистов из более чем 50 российских регионов и 32 стран мира.
«Форум свободной России» проводится дважды в год в столице Литвы с 2016 года. Его основателями являются эмигрировавшие из России члены движения «Солидарность» Гарри Каспаров и Иван Тютрин.
RFI: Иван, как за четыре года эволюционировал форум, и является ли он репрезентативным, если говорить о всей российской оппозиции?
Иван Тютрин: От форума к форуму все большее число российских активистов из регионов едет. В данный момент у нас уже представлены более 50 российских регионов. Активисты из самых разных организаций: и правозащитные, и штабы Навального, и бывшая «Открытая Россия», партии «Яблоко» и «Парнас». Получается такой срез гражданского общества России.
Мы, как правило, делим панели на внешнюю политику и внутреннюю, отдельная большая панель — правозащитная. На ней выступят Олег Сенцов, Лев Пономарев, председатель недавно ликвидированного движения «За права человека». Будут социологи и экономисты, которые расскажут о положении вещей, и будет также обсуждаться стратегия российской оппозиции на ближайший период, с предстоящими в 2021 и в 2024 году новыми электоральными циклами и стратегией оппозиции в этой связи.
Тем не менее, несмотря на большой список участников, основные «хедлайнеры» форума из года в год в основном те же самые, как, например, Гарри Каспаров. Почему?
У нас все равно происходит ротация. У нас не бывает, что одни и те же спикеры [выступают] восемь форумов подряд. Есть постоянные спикеры, как Каспаров — организатор, сооснователь форума, и это единственная площадка, где он выступает, так как не ездит в Россию. Остальные меняются. Есть еще рабочие группы, у нас за восемь форумов сформировались рабочие группы, которые по разным направлениям друг с другом взаимодействуют: это группа, которая занимается составлением «Списка Путина», группа, которая занимается «демократическим транзитом».
Есть ли какие-нибудь российские оппозиционеры, которых вы хотели бы пригласить, а они отказываются приезжать?
У нас все просто, хотите — приезжайте, хотите — нет. В принципе, проблема, с моей точки зрения, [в том, что] политической субъектностью в оппозиционном лагере в России обладает только Алексей Навальный.
Вы его приглашали?
Мы… Ну там от него люди какие-то приезжают. У него есть известные ограничения, отчасти связанные с тем, что этот форум проводится не в России, что он имеет очень радикальную составляющую. Напрямую мы с ним это не обсуждали, но его представитель за рубежом Владимир Ашурков часто бывал и даже входил в постоянный комитет, в руководство форума.
А есть, наоборот, такие, которые хотели приехать, но вы им отказываете?
Изначально, когда мы задумывали концепцию форума, мы для себя решили, что единственным фактором, препятствующим участию, является позиция «крымнашиста». Люди, которые поддержали военные действия России против Украины, люди, которые поддержали аннексию Крыма, — мы их сюда не зовем. Даже когда «Открытая Россия» присылала официальную делегацию, мы сразу сделали поправку, что [бывший член совета «Открытой России», сейчас сотрудник Russia Today] Мария Баронова, которая тогда поддержала аннексию Крыма, ее участие в форуме невозможно.
То же можно отнести, например, и к [эмигрировавшему из России лидеру запрещенного движения «Артподготовка» Вячеславу] Мальцеву. По этой же причине не может быть [лидера «Левого фронта] Сергея Удальцова, с которым мы взаимодействовали в рамках Координационного совета (гражданский орган российской внепарламентской оппозиции, существовавший в 2012—2013 гг. — RFI). У нас такой очень жесткий водораздел, но он единственный, по большому счету.
В этот раз форум совпадает с празднованием 30-й годовщины падения Берлинской стены. У вас также будет отдельная дискуссия о тех событиях?
У нас он будет посвящен в целом 30-летию краха советских государств-сателлитов. Это и события в Литве и, естественно, падение Берлинской стены. Мы пригласили международных экспертов: немецких, чешских, литовских. Люди, которые непосредственное участие в событиях конца 1980-х годов принимали.
***
За два дня оппозиционеры планируют обсудить внутреннюю и внешнюю политику России, проблемы соблюдения прав человека, расширить «список Путина», который уже несколько лет подряд составляют из «врагов российской демократии». Отдельное внимание организаторы Форума планируют уделить отношениям между Москвой и Западом, «перспективам и угрозам» интеграции России и Беларуси. Большая дискуссия будет посвящена тридцатой годовщине падения Берлинской стены. Представители стран бывшего советского блока обсудят «развилки десоветизации».