Оппоненты Кремля констатируют, что международная обстановка сейчас сложнее, чем 30 лет назад
Одной из главных тем для комментариев в мировой прессе в последние недели стало 30-летие падения коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе, и, главным образом, центральный момент в этой череде событий – начало разрушения Берлинской стены.
Неудивительно, что этому юбилею и осмыслению последующих десятилетий была посвящена одна из секций второго дня Восьмого Форума свободной России.
Райтшустер: «Макрон прыгнул как лев, а приземлился как прикроватная шкура у Путина»
Глава Совета «Фонда защиты прав человека» Гарри Каспаров начал с уточнения: осенью 1989 года произошел не только крах коммунистической системы Восточной Европы, но и освобождение ее народов от советской оккупации. Большую роль в этом, по словам Каспарова, сыграло народно-освободительное движение в «социалистическом лагере». А участников Форума он призвал дать четкую оценку не только того, что произошло 30 лет назад, но и того, что было 80 лет назад, а именно – подписание пакта Молотова-Риббентропа. «Сталинский Советский Союз был таким же агрессором, как и гитлеровская Германия, – подчеркнул он. – Пока не будет признана роль СССР в развязывании Второй мировой войны, мы не поймем то, что произошло дальше».
То, что происходить в массовом сознании политиков и рядовых граждан стран Запада, Каспаров называет «амнезией» и поясняет, что нельзя разделять вину за начало «холодной войны» в равной степени между Советским Союзом и США, поскольку советское руководство намеревалось распространить свою экспансию на весь мир.
Чешский историк и председатель общества «Gulag.cz» Штефан Черноушек сказал, что в 1989 году ему было 10 лет, но он хорошо помнит общественную обстановку в тогдашней Чехословакии. По его словам, там мало кто верил, что коммунистический режим рухнет даже после того, как это произошло в Польше, Венгрии и ГДР. В Чехословакии, как отметил Черноушек, имела место цензура не только западных фильмов, но и советских перестроечных. А у власти в ЧССР были те, кто одобрил советское вторжение летом 1968 года. «Без горбачевской перестройки не было бы “бархатной революции” в Чехословакии», – убежден представитель чешского «Мемориала».
Воспоминаниями поделился и живущий в Киеве телеведущий и публицист Евгений Киселев: «Как ни парадоксально, к осени 89-го года Советский Союз был самой свободной страной “социалистического лагеря”. Притом, что сохранялась 6-я статья Конституции и была цензура».
По его словам, в то время антикоммунистические революции в Чехословакии, Болгарии и особенно в Румынии, казались невозможными. Но они произошли.
Киселев также добавил, что, по его мнению, нужно отдать должное прозорливости руководителей коммунистических партий тогдашних республик Балтии, которые сохранили в своих республиках этническое большинство коренного населения. «В противном случае мы бы сегодня имели, условно говоря, автономную Латвийскую, Литовскую и Эстонскую республики в составе Российской Федерации», – резюмировал он.
Депутат Сейма Литвы Мантас Адоменас сравнил общественную ситуацию тридцатилетней давности с нынешней. Тогда, по его словам, «была полнейшая гегемония демократической идеологии – Рейган, Тэтчер, папа Иоанн Павел II. Сейчас демократический дискурс является разобщенным. Произошла консолидация антидемократических сил, и лидером в этом отношении является Китай», – считает Адоменас. При этом особую остроту нынешней ситуации придает то, лишь часть западных политиков понимает, что Китай и Россия начали против них новую «холодную войну». В то время, как в Пекине и Москве отчетливо осознают, что они делают против Запада.
Дискуссию подытожил Гарри Каспаров, заметивший, что рассекречивание архивов коммунистических спецслужб и люстрация тех, кто был сотрудников репрессивных органов – задача для «прекрасной России будущего». «Но ее не будет, пока мы дадим четкой оценки прошлого. Пока не скажем, что ХХ века прошел под эгидой двух диктатур – коммунистической и фашистской, причем, коммунизм был первичен, а фашизм возник как реакция на него», – сказал он.
Модератором этой секции стал неемцкий журналист и политический обозреватель Борис Райтшустер (Boris Reitschuster), известный критикой не только путинского правления, но и немецких лидеров, которых он упрекает в излишней податливости воле Кремля.
В перерыве между секциями корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у Райтшустера, видит ли он среди политиков Запада кого-нибудь, кто может противостоять экспансионистским устремлениям Владимира Путина. «Я не вижу на Западе сейчас реальных политиков, которые были бы в состоянии противостоять Путину. Это очень грустно. Я не вижу ни воли, ни масштаба личности, ни характера, чтобы противостоять», – сказал немецкий журналист.
И резюмировал: «Я возлагал надежды на Макрона, который хорошо начал. Но он прыгнул как лев, а приземлился как прикроватная шкура у Путина. Это очень грустное явление».
Сидельников: «Обсуждение “списка Путина” идет в парламентах нескольких стран»
Одной из главных тем Форума свободной России на протяжении последних двух лет является внесение кандидатур в «Список Путина». Здесь фигурируют люди из ближнего и среднего окружения президента РФ, а также некоторые сотрудники кремлевских СМИ. В последнее время в списке стали появляться и граждане зарубежных стран, замеченные в лоббировании интересов ныне действующей российской власти.
Одним из инициаторов составления «Списка Путина» стал руководитель международного движения «Говорите громче!» Андрей Сидельников.
После голосования по новым фигурантам списка, он так прокомментировал его итоги в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки»: «Обсуждение на этот раз сконцентрировалось на группе, которая на наш взгляд виновна в «Московском деле» и подавляющее число новых фамилий – это судьи, прокуроры, работники следственных органов. Особых возражений не было. Рабочая группа проголосовала в основном единогласно, хотя были и обсуждения отдельных фигурантов списка».
По словам Андрея Сидельникова, самые бурные дебаты возникали вокруг фамилий известных в России деятелей культуры – актеров, писатели, а также спортсменов. «Всегда находятся люди, которые их оправдывают, – поясняет он. – Впрочем, вся деятельность по подготовке «Списка Путина» заключается в том, чтобы каждый, кто заслуживает попадания под международные санкции, понял, что рано или поздно ответственность все равно наступит. Ведь от ответа за свои соучастия в деяниях нынешнего кремлевского режима не должен уйти никто».
На уточняющий вопрос: наступили ли какие-то последствия для тех, кто был внесен в «Список Путина» на предыдущих Форумах, Сидельников ответил: «Пока, к большому сожалению, нет возможности для принятия решений по этим лицам парламентами разных стран. Мы над этим работаем, уже идет обсуждение в парламентах нескольких стран, и я надеюсь, что к следующему Форуму мы получим из некоторых стран положительные отзывы. И ряд людей, который находится в нашем перечне, будут внесены в санкционные списки разных государств.
«А что касается самих этих лиц, то некоторые реагируют, причем достаточно бурно», –продолжал Сидельников. – И их реакция выдает то, что они действительно боятся, что рано или поздно этот «Список Путина» будет принят разными парламентами, и тогда их поездки за рубеж на отдых или по работе, к своей недвижимости и счетам, окажутся под угрозой».
Лебедько: «Никаким «крымским сценарием» здесь и не пахнет!»
8 декабря 1991 года Борисом Ельциным, Станиславом Шушкевичем и Леонидом Кравчуком были подписаны Беловежские соглашения, которые констатировали нежизнесопособность СССР. Распад «союза нерущимого республик свободных» был назвал Владимиром Путиным «величайшей геополитической катастрофой ХХ века». Возможно, поэтому в 28-ю годовщину Беловежских соглашений намечено подписание пакета документов, предусматривающего интеграцию РФ и Республикой Беларусь. Пакет включает некие «дорожные карты» и «соглашения по чувствительным вопросам», – как говорят официальные лица Беларуси. Но общественность двух стран не имеет представления о том, что находится в пакете этих документов. Об этом в самом начале секции «Беларусь – Россия: перспективы и угрозы интеграции» рассказала председатель Белорусской партии «Зеленые» Анастасия Дорофеева
На секции, в частности, был упомянут проект построения российской атомной электростанции в аэрогородке Ворняны, что в 50 километрах от Вильнюса. Литовский политолог Лауринас Кащюнас назвал план построения этой АЭС «проектом Кремля, но не Минска». И высказал сожаление, что соседняя Латвия занимает по этому вопросу двойственную позицию.
Сооснователь движений «Свежий ветер» Владимир Мацкевич сказал, что даже многие российские либералы не поддерживают белорусских демократов, поскольку относятся к ним всего лишь как к «младшим братьям». Мацкевич отметил, что Россия всегда считала, будто ни одна страна постсоветского пространства не должна быть более успешна, чем она. Один из вариантов продлить зависимость – подсадить окружающие страны на свою «нефтяную иглу», что и было осуществлено в отношении Беларуси. «Самое позорное, что может себе позволить себе и политический и субъект, и отдельный человек – торговля своим политическим суверенитетом, что мы сегодня и имеем, – заметил Мацкевич. – Лукашенко и так является российской марионеткой. В 1996 году его спасли Селезнев, Черномырдин и Строев, высадившиеся десантом во время процедуры импичмента. Ну, а сейчас он, не будучи очень выгодным для России, является единственным российским ставленником в Беларуси».
Мацкевич добавил, что недавно российское посольство в его стране подготовило доклад, в котором говорится, что в Беларуси нет ни одного пророссийского политика. «Я надеюсь, и не будет», – сказал в конце своего выступления сооснователь белорусского движения «Свежий ветер».
Бывший председатель Объединенной Гражданской партии Беларуси, директор центра «Европейский диалог» Анатолий Лебедько в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» отметил, что вероятность вхождения его страны в состав России по «крымскому сценарию» абсолютно исключена.
«На ясно сформулированный вопрос: «Вы поддерживаете вступление Беларуси в состав Российской Федерации?» наши люди достаточно четко заявляют «нет». Так отвечают 95% белорусов, и только 5% говорят «да». Это означат, что никаким «крымским сценарием» здесь и не пахнет!», – отмечает участник Форума свободной России.
Лебедько согласен с тем, что многие его сограждане хотят иметь добрые отношения с Россией. «Им не хочется, чтобы их будили ночью в поезде в районе Смоленска при пересечении границы. Кто-то хотел бы иметь перспективы возможности трудоустройства. Но они не хотят жить в общей «коммунальной квартире»», – подчеркивает собеседник русской службы «Голоса Америки».
Политику Александра Лукашенко Лебедько характеризует так: «Он был создателем “Союзного государства”, архитектором этой конструкции, и он всегда скептически относился к белорусскому суверенитету. Но в то же время была и позиция Вашингтона, и стратегия ЕС, направленные на то, чтобы у наших людей было чувство национальной принадлежности».