На Вильнюсском форуме оппозиции обсуждалась протестная активность россиян, репрессивная тактика путинизма и стратегия будущих выборов
Вечером 10 ноября в Вильнюсе завершил работу VIII Форум свободной России. На сегодняшний день это – одна из крупнейших дискуссионных площадок, куда собираются представители оппозиции из различных регионов России и многих зарубежных стран.
За два дня работы ФСР его участники провели двенадцать рабочих групп, тематических секций и круглых столов. При этом, обсуждение вопросов шло столь активно, что делегаты Форума продолжали общение и в кулуарах.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила некоторых участников Форума высказать те соображения, которые они, в силу ограниченного времени секций, не успели озвучить со сцены ФСР.
«Приходится учитывать шествие путинизма по планете и «шредеризацию» западных элит»
На V Форуме свободной России в апреле 2018 года публицист и социолог Игорь Яковенко представил свой проект «Международный общественный трибунал над преступлениями путинского режима». С тех пор на каждом вильнюсском Форуме Яковенко проводил тематические дискуссии о продвижении этого проекта. Не стал исключением и нынешний ФСР.
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он рассказал, что в 2020 году ожидается реализация Международного общественного трибунала, а в настоящее время идет подготовка к четырем тематическим заседаниям: «Узурпация власти путинским режимом», «Преступления в Украине», «Преступления в Сирии» и «Разжигание информационной войны по всему миру».
«На сегодняшний момент обсуждается содержательные и технические вопросы. Прежде всего – насколько Запад готов к тому, чтобы провести этот Международный общественный трибунал, учитывая триумфальное шествие путинизма по планете и «шредеризацию» западных элит. И второе – какие нормы являются основанием для того, чтобы вынести вердикт по преступлениям путинского режима», – поясняет Игорь Яковенко. И конкретизирует, что речь идет о политических, юридических и моральных нормах и о том, насколько общественность готова сегодня отвечать на эти вопросы.
Собеседник «Голоса Америки» подчеркнул, что на полях Форума был серьезный разговор, в том числе с представителями западного истеблишмента, и в результате инициаторы проекта получили все ответы на вопросы, которые хотели прояснить.
«Восьмой форум стал достаточно существенным в продвижении проекта Международного общественного трибунала. Надеюсь, что в следующем году все четыре заседания состоятся и это будет очень серьезная история, которая станет вехой для конца путинского режима», – резюмировал сказанное Игорь Яковенко.
«Взаимная неприязнь лидеров на личном уровне не позволяет объединяться»
Телеведущий Евгений Киселев, живущий и работающий ныне в Киеве, был на самом первом ФСР, затем пропустил несколько Форумов, но с недавнего времени возобновил свое участие, причем, не только в качестве панелиста, но и как модератор отдельных секций.
На вопрос, насколько эффективной ему представляется деятельность Форума, Киселев ответил: «Как площадка обмена мнениями, опытом, идеями – это всегда полезно. Но как инструмент борьбы за реальные перемены в России – не думаю, что здесь мы можем похвастаться какими-то большими достижениями. Хорошо, что приезжают сюда люди из далеких регионов России, им здесь удается общаться с известными людьми с большими умами. Хорошо, что они для себя здесь что-то извлекают».
С другой стороны, Киселеву не кажется перспективной высказанная на Форуме идея создания «теневого правительства России», добавляя, что участникам ФСР нужно трезво соизмерять реальность и свои возможности. И еще одна проблему отметил Евгений Киселев: «Российская оппозиция расколота, политики, которые лояльны, в частности, Навальному в работе Форума участия не принимают. Это старая, даже можно сказать застарелая болезнь. Взаимная неприязнь лидеров на личном уровне не позволяет объединяться. Развилка 2003 года, когда из-за этого Яблоко и СПС не попали в Думу, сейчас эти партии находятся «на улице». Они вытеснены на обочину политической жизни. Власть может по собственному желанию либо их полностью задавить, либо чуть-чуть приоткрыть кислород, чтобы манипулировать ими в своих целях. Поэтому главная задача всей российской оппозиции – это преодоление раскола и формирование некой общей платформы, поиск компромисса», – завершил свой комментарий Евгений Киселев.
«Сейчас есть масса возможности распространения информации»
Кроме политических тем, Форум свободной России стал обращаться и к проблемам взаимоотношений творческих людей с властью и к обсуждению того, могут ли литература, театр и кинематограф влиять на общественные настроения. В частности, речь шла о том, какие книги нужно рекомендовать к чтению, и где их следует издавать.
Кстати, некоторые участники дискуссии выражали сомнение, что книгоиздание может оказать существенное влияние на политические взгляды населения страны. При этом в пример приводился период конца 80-х, начала 90-х годов, когда в позднем СССР и на раннем этапе Российской Федерации довольно большими тиражами выходила художественная и мемуарная литература о временах «Большого террора» и «культа личности». Но теперь приходится говорить о росте ностальгических настроений по временам ленинизма-сталинизма.
Среди участников этой секции был литовский поэт, литературовед, диссидент и правозащитник советских лет Томас Венцлова. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он так прокомментировал это явление:
«То, что сейчас восхваляются сталинские времена – это весьма печально, но думаю, что это симптом фрустрации, того что люди недовольны. И будучи не слишком просвещенными и не слишком много зная о самом Сталине, они идут в этом направлении. Это очень опасно, это печально, но, к сожалению, это объяснимо. Это симптом общего кризиса в самой России.
У Короленко в «Истории о моем современнике» есть сценка. Некий восторженный юноша в кругу друзей говорит «О, что здесь написано! Черным по белому! Великой силой обладает печатное слово!» Другой, более скептический юноша спрашивает: «Там так и написано, что великой силой обладает печатное слово?»
Сейчас есть масса возможности распространения информации, которые превзошли печатное слово – радио, телевидение, интернет. И там контроль больше. В книгах сейчас можно даже больше сказать, чем в интернете. Однако встает вопрос – как это подействует? Это главный вопрос современности, по крайней мере, в России. Но во многом это зависит от того, кто пишет», – считает Томас Венцлова.
«Нас смотрят в России, не говоря уж о том, что нас смотрят в Кремле»
Подвести итоги VIII Форума свободной России корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила Гарри Каспарова.
По мнению сооснователя ФСР, самым важным является продолжение творческого развитие Форума, идет постоянное усиление его интеллектуальной составляющей, продолжается информационный обмен между участниками. Что сказалось на тематике очередного Форума.
«Произошел переход количества в качество, – продолжает Каспаров. – Дискуссии стали интересными, содержательными. Да и людей стало заметно больше. Они стали более внимательными, втягиваются в эту дискуссию. Большинство возвращается обратно в Россию и говорит, что для них это запас бодрости на следующие месяцы».
При этом Каспаров отмечает, что участники ФСР понимают ограниченность своих возможностей, главная из которых – создание свободной площадки для общения и обсуждения важных тем. «Поэтому нас смотрят в России – не говоря уж о том, что нас смотрят в Кремле – многие люди, которые не имеют возможности поучаствовать в нормальной дискуссии. Здесь спорят, отстаивают позицию и побеждают интеллектуальным авторитетом . Это нормальный процесс, которого в России давно уже нет.
Мне кажется, что мы нашли верный нерв. Здесь всегда есть о чем поговорить, приезжают новые люди, расширяется география не только за счет других стран, но две трети участников приезжают из России. Появились представители национальных республик, беглецы «Московского дела». На Форум начинают реагировать, в глазах людей он приобрел свою политическую субъектность, как представитель российской оппозиции», –сказал Гарри Каспаров.
И в конце комментария пообещал, что к IX Форуму его участники будут готовы стать структурированным представителем российской оппозиции за рубежом, чтобы иметь возможность обращаться в разные организации в США и Европе.