Участники VIII форума российской оппозиции в Вильнюсе обсуждали протестную активность россиян и репрессии властей, а также роль Запада в укреплении режима Путина. Репортаж DW.
Восьмой по счету Форум свободной России, проходящий 9 и 10 ноября в Вильнюсе, открылся экскурсом в прошлое: председатель конференции, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров напомнил, что в эти дни 30 лет назад пала Берлинская стена.
«Сегодня кажется, что власть в России — это навсегда. А теперь представьте себе, что думали люди 50 лет назад, представьте, с какой стеной они тогда боролись. У них не было никакого шанса, казалось, что это на века. Но они боролись, и они победили», — сказал Каспаров. Память об этом, уверен он, должна вселить надежду во всех, кто надеется на демократическое будущее России, и одновременно помочь им избежать ошибок, случившихся после краха коммунистической системы.
На этот раз Форум свободной России собрал почти 500 участников из 50 российских регионов и 31 страны. Мероприятие, которое еще несколько лет назад многие считали чем-то вроде дискуссионного клуба российской эмигрантской оппозиции, постепенно избавляется от статуса «вечеринки для своих»: 65 процентов заявок поступило от гражданских активистов из России. Форум, по словам одной из его участниц в беседе с DW, дает возможность активистам — особенно тем, кто живет в российских регионах, — свободно общаться, обсуждать общие проблемы, обмениваться опытом и ощутить поддержку единомышленников.
Каким способом противостоять репрессивной машине?
Одной из главных тем первого дня форума стали репрессивные практики и преследования активистов и инакомыслящих. «В сегодняшней России происходит эволюция достаточно мягкого авторитарного режима в сторону тоталитаризма, и одним из признаков этого является тотальная борьба государства с инакомыслием», — констатировал бывший политзаключенный Даниил Константинов. Наряду с преследованием «Свидетелей Иеговы» в числе характерных примеров тоталитарных практик российских властей участники дискуссии называли также дела «Сети», «Нового величия» и бахчисарайское дело о членстве в «Хизб ут-Тахрир».
Другим признаком крена системы в сторону тоталитаризма, по мнению еще одного бывшего политзаключенного — Романа Попкова, стало усиление репрессивного характера судебной российской системы. Работа судов и следствия, по его словам, напоминает самые мрачные времена в ГДР и Чили при Пиночете. Адвокат фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова констатировала «бесконтрольную власть полиции и Росгвардии». «В России сейчас нет ни судов, ни следствия — все подчинено единой воле. Адвокатов выводят из зала заседаний, избивают — и с этим очень сложно бороться», — подчеркнула она.
Какими способами можно противостоять российской государственной репрессивной машине? У участников форума нет единодушия в этом вопросе. Правозащитник и руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, выступивший «категорически против насильственной революции в России“, считает, что борьбу необходимо вести лишь мирным путем. «Берлинская стена рухнула без применения насилия», — напомнил он. Олег Сенцов, в свою очередь, привел в пример Украину, отметив, что если бы присутствующие на Майдане в 2014 году «мирно помахали флагами и разошлись, президентом в Украине до сих пор был бы Янукович». «Я против насилия, я пацифист в мирное время, — заверил Сенцов, — но бывают моменты, когда надо проявить силу, взять судьбу в свои руки».
Четыре компонента для успеха оппозиции
Еще одним вопросом, который обсуждали участники форума, стала готовность российского общества к массовым политическим протестам. Большинство участников встречи сходятся во мнении, что в стране наблюдается рост протестных настроений — «от Москвы до самых до окраин», как выразилась координатор портала Activatica.org Евгения Чирикова. «Экологические протесты, протесты за частную собственность, профсоюзные протесты — палитра самая разнообразная», — отметила Чирикова, указав, что недооценивать их было бы огромной ошибкой. В России, уверена она, появилось гражданское общество, и его активистов нужно поддерживать и помогать им.
Какой должна быть стратегия оппозиции в нынешней ситуации? Есть ли у нее возможность преобразовать неполитические протесты в политические? Экономист и публицист Андрей Илларионов выдвинул тезис «умной оппозиции» и назвал четыре компонента, необходимые для политических перемен.
Первым, по его словам, должно быть наличие гражданского движения — активного общества, людей, которые хотят перемен. Второй компонент — это широкий спектр самых разных политических инструментов: от партий и движений до выборов. Кроме того, необходима цель — четкое видение и понимание того, что создается, иными словами, некая общая идеология. И, наконец, подытожил Илларионов, создать новый политический режим невозможно в одиночку — ни одной партии или движению. Для этого необходима координация действий и сотрудничество. Форум свободной России, по словам Илларионова, и является площадкой для обсуждения сотрудничества и стратегии, поскольку в России подобной возможности нет.
Гарри Каспаров: Сила Путина — в слабости Запада
Звучала на Форуме свободной России и критика действий Запада — в частности, поддержки Германией и рядом других европейских правительств проекта «Северный поток — 2», который, по словам Евгении Чириковой, «кормит путинский режим». Она считает, что Европа должна отказаться от проекта, «на десятки лет продлевающего жизнь режиму Путина» и призвала всех участников форума бороться за его остановку.
Гарри Каспаров назвал слишком мягкую, по его мнению, политику западных государств по отношению к России успехом гибридной войны, которую ведет Путин. «Путинская сила — в слабости Запада. Пока Запад слаб — диктаторы поднимаются», — убежден Каспаров. По его мнению, любые уступки, любая пассивность Запада, любая внешнеполитическая победа Путина делает цену за избавление от этого режима гораздо более высокой.