Уже сутки в нашем дружелюбном информационном пузыре подвергают жесточайшей обструкции идею «печатать паспорта для хороших русских». Вчера на форуме в Вильнюсе я подробно рассказывал о проекте, который вместе с группой IT-предпринимателей мы обсуждали 1,5 месяца. Самое удивительное, что никакого отношения к печати паспортов хорошим русским он не имеет. От слова совсем.
Для тех, кто не читал, но осуждает, или не в курсе происходящего, рассказываю, что на самом деле предлагается.
Из-за войны отношение к россиянам в мире изменилось. С 24.02 мы все — граждане страны-агрессора. Хотим мы того или нет, но Путин убивает людей в Украине от имени государства, то есть нас с вами. В итоге те, кто против этой войны, столкнулись с проблемой двойных санкций. В России — репрессии, за ее пределами — дискриминация по национальному признаку. Это несправедливо, неправильно, но это реалии жизни.
К сожалению, мы не можем изменить ситуацию внутри страны, мы не можем сменить власть. По крайней мере сейчас.
Но десятки миллионов россиян не хотят быть причастными к военным преступлениям Путинского режима. Это огромное количество людей, для которых важно зафиксировать, что они против войны. Это вопрос самоидентификации, и он ключевой.
Вторая задача. За пределами России миллионы россиян чувствуют себя гражданами второго сорта. Многие не могут открыть банковский счёт, получить внж, визу. Бизнесменам закрывают счёта, блокируют аккаунты на криптобиржах, отказывают в кредитах и дискриминируют по разным вопросам. Только за финансовой помощью в проект Антивоенного Комитета «Ковчег» обратились 100 тысяч россиян. И это те проблемы, которые необходимо решать прямо сейчас.
Мы, конечно, стараемся решать. Регулярно общаемся с западными политиками и бюрократами, призываем их изменить отношение к российским беженцам. Что-то получается, что-то нет, но когда речь идёт о миллионах, то тут необходимо системное решение для всех. В ручном режиме всем помочь невозможно.
Для этого и предлагается блокчейн-платформа для самоорганизации тех россиян, кто против войны. Чтобы отмежеваться от преступлений режима, чтобы объединиться и создать широкое политическое представительство, субъект международного права, от имени которого можно разговаривать с западными политиками, чиновниками и бизнесом, решать проблемы дискриминации.
Нас миллионы, это целая страна, пусть сетевая, но она должна иметь свой голос.
Теперь немного деталей по итогам общения с еврочиновниками, сервисами и айти-предпринимателями.
Граждане России за рубежом сталкиваются сейчас с 2 типами проблем:
— с бюрократией и регуляторами (легализация, банковские проблемы)
— с частными компаниями и сервисами (криптобиржа Binance закрыла аккаунты всех россиян, airbnb отказалась работать с российскими деньгами, в некоторых странах HR-агенства, даже службы заказа такси отказываются работать с россиянами).
При этом частники совсем не против нас, но боятся санкций, штрафов и репутационных потерь. В некоторых отелях в Грузии или магазинах в Европе россиян просят подписать текст против войны в Украине. Только тогда обслуживают. И таких случаев все больше и больше.
Поскольку мы все разбросаны по разным странам, то всех, кто против войны можно объединить на базе блокчейн-платформы, которая при определенных условиях могла бы претендовать на международную легитимацию. Что для этого нужно?
Платформа должна соответствовать 2 главным критериям:
1. Личности участников должны быть подтверждены в соответствии с принятыми в Европе техническими регламентами. Чтобы объединение имело юридическую силу. И на бюрократическом уровне, и на уровне бизнеса есть простая процедура — KYC (know your client). При регистрации в Revolut, например, такая. Загружаешь документы, фото с документом, заполняешь анкету, после система тебя пробивает по базам — террористов, мошенников и санкционным спискам. Стандартная процедура, которую проходят все при открытии банковского счёта, например. Что-то типа комплаенс. Чтобы результатам KYC было доверие со стороны западных институтов и бизнеса, ее должны делать лицензированные KYC-операторы. Если вкратце, то KYC — это гарантия, что Иванов Иван Иванович — настоящий Иванов Иван Иванович, не бот, не террорист, не мошенник, не входит ни в один санкционный список.
2. Доверие со стороны пользователей достигается за счёт принципа децентрализованного управления. Никакого политбюро, никаких начальников и боссов. Речь идёт о самоорганизации. Все участники равны. Никто никаких паспортов не выдаёт. Никакого деления на плохих и хороших русских нет. Все подтверждают личность через KYC, проходят одни и те же процедуры, никакого политбюро, которое могло бы что-то за тебя решить, нет.
Схема простая.
— Регистрация
— Подтверждение личности. KYC
— Подписание антивоенной декларации
— Подтверждение личности другими участниками системы.
Этот пункт предлагается как система социальных связей. Часто в банках просят принести рекомендательные или гарантийные письма от разных людей. Каждый из нас может указать на платформе некоторое количество людей, кого он лично знает. Это может защитить систему от прихода всяких засланцев и недоброжелателей.
— После этого гражданин является верифицированным участником платформы. Получает идентификатор, которым потом сможет воспользоваться для решения разных вопросов. Нет никаких паспортов. Есть Worldview ID. «И это не бумажка. Это, грубо говоря, запись в блокчейне, отображающая взгляды на мир конкретного человека. Не пугайтесь сложных названий, это намного проще, чем податься на американскую визу
— Лишение статуса предусмотрено по четким критериям. Если человек сообщил заведомо ложную информацию, попал под санкции или нарушил принципы — например, пошёл зиговать в поддержку войны, оставив цифровой след. Решение будет принимать не политбюро, а редакторы, которых определит сообщество (по принципу цифровых децентрализованных сообществ).
Платформа должна быть высокотехнологичным продуктом, созданным сообществом в интересах сообщества, регулируемым сообществом и встраивающимся в общий пазл подобных сервисов в мире.
Если нам удастся объединить значимое число людей, то, по сути, все это легко конвертируется в некоторую цифровую страну со своим МИДом, а также платежной системой, кассой взаимопомощи, программами трудоустройства, помощи в релокации и даже создание цифрового университета. Но это дело будущего.
Сейчас речь идёт о создании платформы для самоорганизации политически значимого количества противников войны, чтобы их голос был услышан, с сервисом, позволяющим решить проблемы дискриминации. Разумеется, в случае признания проекта, и это уже наша политическая задача. Разумеется, она нужна не всем, никто ничего не навязывает, просто предлагается дополнительная полезная опция. Но она точно будет нужна сотням тысяч, если не миллионам россиян, оказавшихся в беде. При этом есть техническое решение, как сделать участие в этой платформе безопасным для тех, кто остался в России. Если вкратце, участник сети сам определяет, кому открывать свои данные, а кому нет. Скоро опубликую видео своего выступления на своём ютуб-канале.