В Вильнюсе состоялся пятый Форум свободной России. Более двухсот участников на протяжении двух дней вели дебаты на самых разных тематических площадках.
— В чем особенность пятого Форума?
— Это переход в новое качество. Форум стал институциональным, успех оказался реализован благодаря требованию участников Форума. Нам удалось избежать искушения принять организационные решения сразу. С первого Форума нам говорили, что необходимо создать исполнительный комитет. Важно было не подаваться этому давлению, а сначала сложить какую-то конструкцию, которая устраивала бы всех, позволяла проводить очень качественное обсуждение без истерик и политических конфронтаций.
Любой выборный процесс накладывает определенной отпечаток, начинаются конфликты, трения. В принципе, этого не избежать в любом серьезном процессе, который сам по себе является политическим. Хотелось бы этот момент оттянуть, но нельзя переждать. Был выбран оптимальный момент для того, чтобы Форум стал постоянно действующей организацией.
На этой площадке встречаются представители разных оппозиционных групп, в организационном плане Форум «всеяден». Нет никакого жесткого давления двигаться в одну или другую сторону. Сами по себе споры и политические дебаты в большей степени являются попыткой определить позиции на будущее. Мы сейчас погружаемся в рутину и не видим такой большой картинки.
— В чем была необходимость создавать постоянный комитет?
— Форум расширяется. Мне сложно было в это поверить, но с каждым разом возрастает количество участников из России. Кремлевская пропаганда с самого начала нам приклеивала ярлык, что мы эмигрантская организация, которая ничего общего с Россией не имеет. Практически на всех Форумах соотношение участников, проживающих в России и за рубежом, было 50/50. В этот раз 2 к 1 — в пользу активистов, проживающих в России. Произошел неожиданный процесс увеличения активности людей из нашей страны. Это показывает качественное изменение сознания людей. Я понимаю, какой это риск приехать региональному активисту на Форум и сразу же записаться в «черные списки» для путинского режима. Немного их осталось, готовых протестовать против действий преступной власти.
Это означает, что люди ощущают, что ситуация не окончательно зацементированная, и они хотят стать частью нового процесса. Здесь возникает аура общения. На Форуме разные люди, с разным бэкграундом, и все ведут диалог. В идеале такой диалог нужно вести в России. Но сейчас это невозможно. Такие встречи проводили ОГФ и «Другая Россия». Эти организации несли зародыш политической борьбы.
Необходимо было сделать оптимальный выбор. И в Вильнюсе нам это удалось. Хотя в сознании некоторых людей и кремлевских пропагандистов Литва — не совсем заграница, часть бывшего СССР, русскоязычная территория. Наше нахождение в Вильнюсе является еще одним фактором раздражения и бешенства в Кремле.
— Почему Форум проводится дважды в год?
— Это оптимальная форма позволяет поддерживать хороший тонус.
— Вы говорили, что Постоянный комитет будет еще проводить свои собственные мероприятия, помимо Форума.
— Постоянный комитет все-таки поможет организовать работу, есть запрос снизу от участников. Ранее велась работа редакционной группы на волонтерских началах, но их деятельность перестала соответствовать политическому содержанию Форума.
Видно, что за последние два Форума качественный состав стал меняться. Если первые два Форума имели эпатажный характер, то сейчас Форум стал более серьезным и основательным. Главное, что представители разных политических групп чувствуют себя комфортно. Во время первого заседания Постоянного комитета мы создали несколько рабочих групп. Полагаю, что в ближайший месяц мы окончательно организуем работу.
Будут проводиться и другие мероприятия — конференции по каким-то конкретным вопросам, встречи с представителями других стран. Форум может взять на себя серьезные функции. Мы стали организацией, которая находится в эмиграции и имеет определенный мандат.
— Каждый участник Форума, который вошел в постоянный комитет, самостоятельно предлагал тематику своей рабочей группы?
— Пока у нас на первом собрании комитета не было четырех человек. Очевидно, что Владимир Ашурков будет работать как координатор с группой Навального, полагаю, что Евгения Чирикова будет заинтересована в создании группы гражданских активистов. Полагаю, что Марат Гельман тоже предложит свои идеи. Ему было интересно. Это интересный контент, общий фон начинает меняться.
Очень важно, чтобы Форум не стал заполитизированным. Так, у нас появился Гельман — знаковая фигура, он представляет сегодня российский авангард за границей. Посмотрите, какое количество людей вынуждены проживать за рубежом: Сорокин, Акунин и другие. Важно показать, что Форум не зацикливается на какой-то конкретной задаче. Надо думать о будущем. Свободная страна должна слушать свободных художников. Расширение палитры как политической, так и не политической позволяет лучше охватить горизонт. Все-таки появился свежий взгляд.
Гельман говорил на Форуме о таких вещах, которые для нас не новые, но зато форма подачи была другой. Это и есть интересная часть — на Форуме участвовали разные люди — Нателла Болтянская и Константин Эггерт. Высшая оценка Форума в том, что таким людям интересно общаться и участвовать. Это значит, мы создали функционирующий Форум. Сама форма так сложилась эффективно.
— В выборах постоянного комитета участвовало 32 кандидата, и было выбрано 11 участников комитета. Зачем столько?
— Если вы делаете выборы, то вы должны делать их по правилу. В Facebook была создана группа, в которой было 150 человек. Они обсуждали кандидатов и количество людей в комитете. Было голосование, и порядка сотен активистов решили, что в постоянный комитет войдут 11 человек. В Facebook происходило выдвижение кандидатов. На протяжении 2-3 недель шла активная переписка участников Форума, и каждый давал свои предложения.
Единственное было ограничение — отказаться от заочного выдвижения. Не все смогли в этот раз приехать в Вильнюс. Совершенно ясно, что в случае потери контроля за процессом в списке было бы не 32, а 75 кандидата. Если допускать людей, которые отсутствовали на Форуме, то бюллетень сразу можно удваивать. Гораздо было бы хуже, если было бы 15 на 11 мест. Это и есть демократический прогресс. 11 мест в комитете — достаточно оптимально.
— Какие будут рабочие группы в комитете и кто их возглавляет?
— Сформировали восемь рабочих групп. Ивана Тютрина выбрали ответственным секретарем. Кстати, у нас нет должности исполнительного директора. Фактически этот пост займет ответственный секретарь. Мы создали правозащитную группу (возглавляет Даниил Константинов); есть группа «переходного периода» — обсуждение конституционных реформ (Андрей Илларионов); группа по работе с диаспорой (Андрей Сидельников); группа по работе с медиа (Леонид Невзлин); составление путинского списка по санкциям (координатор Марк Фейгин); «общественный трибунал» (Игорь Яковенко), кадровый резерв (Иван Тютрин). А группу «МИД свободной России» буду я координировать. Дальше могут появиться рабочие группы по желанию постоянного комитета.