Вы же такую Америку хотели, да? Такой мир? У кого-то по-прежнему «всё неоднозначно»?
Инаугурацию, повторюсь, не смотрела. Тех несколькоминутных роликов, что попались, хватило. Зеленского на церемонии не было – и слава Богу и Украине. Слова такого тоже в речи не было.
Когда моя дочка была в итальянской начальной школе и они проходили Вторую мировую войну, она никак не могла взять в толк, как это Сталин оказался против Гитлера – они же оба за плохое?
Я по возможности и возрасту объяснила, что начинали они как раз вместе. А потом один решил переиграть другого. И тем самым поставил его на одну доску с теми, кто с ним боролся. Но от этого Сталин не перестал быть злодеем, просто мир позволил себе закрыть на это зло глаза.
Я не могла тогда вообразить, что мы станем непосредственными свидетелями и участниками последствий этой мировой слепоты, когда, «объединившись хоть с самим чертом» (по выражению Черчилля) мир победил нацизм, но предпочел забыть , что таки объединился с самим чертом и тем самым вырастил спустя десятилетия новый российский имперский фашизм.
Как говорила Ханна Арендт, «выбравшие меньшее зло вскоре вообще забывают, что выбрали зло».
Только вот зло этот выбор не забывает.
– Но как они тогда так совпали? – всё удивлялся мой ребенок про Сталина и Гитлера.
Теперь мы сами этому свидетели. И не нужно себя утешать и тешить иллюзиями. Во главе Америки тоже фашизм. Он другой, более современный, продажный, гибкий. Но он – фашизм.
У администрации Байдена был шанс войти в историю победителем российского зла. Он предпочел не дать Украине проиграть. Но не победить.
Самодельный и хорошо оплаченный, внедренный десятилетиями и последовательно поддерживаемый (особенно с помощью культурных интервенций и литературы и, конечно, образования – одна подготовка западных «экспертов по России» чего стоит ) миф о великой и неделимой, прекрасной и таинственной, с особым путем, обернулся и еще обернется потерями тысяч жизней.
Байден оставил в наследство раздувшееся страшное зло, продолжающее свое наступление не только на Украину, но и на весь Свободный мир. На само понятие свободы. На мир ценностей, который последовательно и всюду пытаются подменить «всё неоднозначно».
Зло паразитирует на всём – на демократии, на самих ценностях, на свободе слова, – используя самые современные технологии для продвижения себя.
Зигующий Маск. Счастливый Цукерберг (да, я всерьез думаю уйти из фб), CEO возвращенного с благодарностью (есть за что!) «ТикТока».
Мы все еще увидим, что будет дальше.
Qui vivra verra.
И читая того же Ходорковского (которого, в отличие от Зеленского, на инаугурацию пригласили) о том, что большинство американцев устало от небинарных персон и леваков, понимаешь, что читаешь не об Америке и американцах, а о нем самом. Это он ни разу не поддержал российских добровольцев, сражающихся против Путина на стороне Украины, но зато радостно побежал приветствовать уголовника Пригожина и его головорезов, когда замаячила дорога в Кремль.
Бывшие комсомольские работники, homo (post)sovieticus, правые израильтяне, пещерные русскоговорящие борцы за чистоту Европы против «понаехавших» и предрекающие ее закат, не владеющие сами ни одним европейским языком, эмигранты со всей территории бывшего СССР с кругозором и эрудицией уровня Брайтон Бич, стареющие представители стареющего мужского мира, пытающегося судорожно и от этого еще более агрессивно взять реванш, вы пока не поняли, чем это обернулось и для вас?
Тогда посмотрите на зигующего Маска. Впрочем, апеллировать к вашей логике бесполезно.
Как они так совпали?
Остается, как и почти сто лет назад, надеяться на Британию (а она такие надежды внушает) и на то, что Европа сможет с ней заново и на новых основаниях обьединиться и собраться с силами перед лицом общей опасности. Но высадки в Нормандию на этот раз не будет.
Остается надеяться на самих себя. И потому мы должны с удвоенной силой продолжить бороться с российским фашизмом каждый день, но не объединяясь при этом «с самим чертом». Это касается большой политики и каждого отдельно.
И это не идеализм, а как раз реализм.
Уроки истории нужно учить.
Иначе never again обязательно превращается в «можем повторить».