Александр Морозов: в реальности нет никакой "внутренней повестки" для эмигрантских групп
Непростая смысловая ситуация вокруг трехлетия войны для оппозиционных групп, планирующих акции.
Контекст очевиден: внимание приковано к инициативе Трампа закончить войну. Но окончание войны на условиях компромисса с Путиным — это гильотина для всех тех, кто рассчитывает на возвращение в РФ и дальнейшее участие в чем-то. Если Путин выскальзывает из войны, то никакого участия эмиграции в построении «России будущего» не предвидится вообще. И таким образом, выйти с лозунгами «мы — за мир! Путин прекрати войну!» — это де-факто призыв Путину воспользоваться трамплином Трампа и выскользнуть в широкие воды поствоенного путинизма.
Четкая позиция у Каспарова: только поражение путинизма в войне.
Для меня очевидна жестокая правота этой позиции: невозможно никак помыслить себе «прекрасную Россию будущего» кроме как через катастрофу этой России в ходе войны. Но с этим невозможно выйти на акцию. Никто не выходит с призывами к катастрофе.
Близко к позиции Каспарова мировоззрение людей, которые давно в Европе.
Эти люди не верят ни в какую «прекрасную Россию» ни сейчас, ни в обозримом будущем, и считают, что надо просто быть солидарными с глобальным альянсом поддержки Украины внутри тех стран, где они живут. То есть действовать только вместе с нидерландским, чешскими, немецкими гражданскими организациями в трехлетие войны под общим лозунгом дальнейшей поддержки Украины в ее борьбе. Это понятная позиция людей, которые адекватно понимают себя и свои исторические возможности.
Могут сказать: но есть же внутренняя российская повестка!
Безусловно. Так а что хотят сообщить «городу и миру» российские политические группы в эмиграции в связи с этой внутренней повесткой конкретно сейчас? Так чтобы это не получилось чем-то совершенно не только микроскопическим, но и нарциссическим.
Концепт: «посмотрите, мы есть!» на третий год войны он не работает.
Все в Европе — кому это положено — знают, что есть здесь русские, которые против Путина и войны. Уже и Брюсселе заседали при поддержке Европарламента, и марши проводили в Праге и Берлине в 2022 году, и все группы из разных стран установили контакты и образовали Free Global Russians — и вошли в Антивоенный комитет, в берлинскую Платформу… Все это уже есть.
И над всем этим конкретно сейчас — из-за активности Трампа — висит вопрос:
вы за «похабный мир» (выражаясь цитатой из Владимира Пастухова) или за полное крушение путинизма? А оно теперь возможно только как следствие бесконечно горящих нефтебаз и санкций на все — на СПГ, на алюминий, на судоходство на Балтике и т.д. и т.п. Конечно, хочется мечтать о том, что нашлись в РФ высокопоставленные патриоты, которые убеждены, а-ля «штауффенберг», что Путин завел дело в полный тупик и с полным противоречием с национальными интересами РФ, — и поставили точку этих мучениях изнутри.
Но этих патриотов нет.
Поэтому в реальности нет и никакой «внутренней повестки» для эмигрантских групп. Кроме — правозащитной. Но она не привязана конкретно к войне. Путин сажал и давил до войны, во время войны и будет это делать после войны.
Вот такая картина при переходе в 2025 год.