«Люблю повеселиться, особенно пожрать,
Двумя-тремя батонами в зубах поковырять».
«Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет!».
Вы прослушали краткое содержание сценария «Разговоров о важном» «Гостеприимная Россия».
Если подробнее, то большую часть этого занятия учитель должен объяснять детям, что гостеприимство – это когда готовят вкусную еду. Прилагаются дополнительные материалы с описанием блюд разных народов, живущих на территории России, должны обсуждаться вопросы о фирменном семейном блюде дома у учеников и т.д.
Ну, конечно, не поспоришь: гостей надо угощать. Какое-то, конечно, узкое получается гостеприимство, но зато сытное.
Правда, к кулинарным рецептам еще присоединены какие-то странные ситуации, в которых люди не помогают иностранцам из-за незнания английского языка, рассуждения о различии между формальным и неформальным гостеприимством (зачем???), ролик, показывающий, как похорошела Москва при Собянине – там беспрерывно поют и пляшут представители разных народов, улыбаются, кланяются потенциальным гостям, протягивают хлеб-соль…
Оторвалась на минутку от этого сиропчика, чтобы посмотреть новости, и увидела, что в Коркине под Челябинском призывают сжигать цыганские дома вместе со всеми, кто внутри. Подумала о тысячах мигрантов, для которых каждый выход на улицы российских городов – это опасное испытание, о тех, кто ночует в подвалах по 15 человек в комнатушке, о тех, кто сидел (сидит?) в рабстве в Гольянове или на ферме в Тульской области.
Вот оно, замечательное гостеприимство, прямо как в «Отеле «Калифорния»: You can check out any time you like, but you can never leave…
А учитель по сценарию говорит:
«Открытость, радушие, доброжелательность и хлебосольство – то общее, что нас объединяет, а разнообразие традиций и национальных блюд – то, что делает российское гостеприимство уникальным и неповторимым».
Но если бы этот «Разговор о важном» был просто кулинарным сиропчиком с песнями, это было бы полбеды. Но похоже, что создатели «Разговоров» к любой теме могут пристегнуть войну.
Итак, сосредоточимся: тема «Гостеприимная Россия» начинается… с напоминания о том, что разговор этот происходит в преддверии праздника.
И праздник этот – вовсе не Хеллоуин, который теоретически легко привязать к теме гостеприимства: ходят детки по домам, а улыбающиеся взрослые их угощают сладостями. Но Хеллоуин в России давно уже запретили: родители, мол, жалуются, что дети боятся. Ну да, конечно, игрушечные скелеты – это страшно, это вам не за «партой героя сидеть».
Простите, отвлеклась, накипело.
Итак, праздник, с которого должен начаться кулинарный разговор – это… тадаммм… День! Народного! Единства!!!
Да-да, тот самый придуманный не так давно, праздник – казалось сначала, что просто для замены 7 ноября, а потом вдруг в нем обнаружились «смыслы»: народное единство же, не баран чихнул. И еще этот день вдруг стал очень нравиться националистам, жаждавшим проводить 4 ноября свои марши и кричать: «Россия для русских! Москва для москвичей!». Тоже интересное гостеприимство…
В каком извращеном мозгу возникла мысль о том, что надо начинать урок О ГОСТЕПРИИМСТВЕ с разговора о дне, напоминающем о войне, крови, конфликтах и о том, как из Кремля изгнали иностранный гарнизон?
И каким образом получается отсюда сделать вывод: «День народного единства – это символ единения и сплочения народов России. Но наш народ един не только в беде, но и в радости, когда хочется общаться, встречаться с друзьями, принимать гостей»?
То есть мы можем готовить пироги, манты, шашлыки, а потом пойдем воевать?
А дальше – вишенка на торте. У них же для каждого «Разговора» припасено несколько видео, и на этот раз среди них – отрывок из программы «Бесогон».
«О! – думаю, – свершилось!». Наконец-то я посмотрю на Бесогона. А то Никита Сергеевич, по слухам, все время мои видео смотрит, а я остановилась на «Утомленных солнцем» – первой части.
Включаю. Сидит такой уютный Бесогон, в мягкой одежде, в шарфике, стенка вся в иконах, и рассказывает историю о том, как его пригласили в гости в татарскую деревню и он вдруг увидел, что пейзаж вокруг этой деревни (тут идут красивые кадры) – «мой, русский».
И оказывается, для этих людей, которые в деревне живут, пейзаж этот тоже родной, значит, и они русские. Так там и говорится, что разные народы России – «лаки, дагестанцы, мордвины» – все русские, потому что живут среди русского пейзажа. Потому что, если вы вдруг не знали, русская идентичность формируется «на пейзажном уровне». Живешь среди березок – заводи Шамана.
Не буду обсуждать допотопность таких представлений о национальной идентичности и то, какие беды может породить такое навязывание «русскости». Намного хуже, что уютно сидящий под иконами Бесогон весь свой милый разговор с красивыми съемками Волги тоже подводит к войне. Потому что, оказывается, все эти «пейзажные» русские, независимо от своей религии, если надо, возьмут автоматы и пойдут защищать свои пейзажи.
А чужие, очевидно, вытаптывать, затапливать водой после разрушения ГЭС, заливать кровью и разбивать ракетами.
Сценарий предлагает в заключение задать ученикам вопрос: «Какую роль играет гостеприимство в отношениях между людьми, народами, государствами?».
Что такое гостеприимство между государствами? Странное довольно-таки определение. Но если бы меня спросили, я бы назвала гостеприимными те страны, где легко пускают мигрантов и помогают их адаптации, где не запугивают людей разговорами о «коллективном Западе» и «гейропе», где не убеждают постоянно и взрослых, и детей, что за границей все желают им зла, где не вопят о том, как страшно ездить в «недружественные страны».
В сегодняшней России, помимо всех других бед, осознанно и последовательно насаждается ксенофобия. Это проявляется и в снисходительном отношении к расистским высказываниям и поступкам, и в нападениях на мигрантов, и в раздувании мигрантофобии безответственными журналистами – которые, конечно же, не преминут отметить, какого роду-племени был преступник, даже если это не имеет никакого отношения к совершенному проступку, и в мифе о крайне высоком уровне преступности среди мигрантов.
Для справки – мнение правозащитницы Светланы Ганнушкиной, человека, который, может быть, больше всех нас знает о мигрантах:
«Разговоры о том, что преступность среди мигрантов возрастает, мы слышим постоянно и уже много лет. При этом достаточно зайти на сайт МВД, на сайт Генпрокуратуры, посмотреть статистику и убедиться, что в течение как минимум 25 лет преступность среди иностранных граждан колеблется от двух до четырех процентов. В среднем, три процента раскрытых преступлений совершают мигранты и – шире – любые иностранные граждане: те, кто приехал к нам работать, те, кто просят убежища, гости, туристы, лица без гражданства».
А еще ксенофобия развивается под воздействием постоянно распространяемых пропагандой страшилок о западной жизни, о страшном разврате, творящемся на Западе, об ужасающей русофобии. И россияне, у подавляющего большинства которых даже нет заграничных паспортов, верят этим страшилкам.
Кстати, постоянно ведущиеся «в верхах» разговоры о том, что надо сократить изучение английского языка, а вместо него ввести китайский, тоже о многом говорят. Так что дурацкие ситуации, которые учителю предлагают обсудить с детьми, где человек оказывается недостаточно гостеприимным из-за незнания английского языка, скоро будут становиться все более и более реалистичными.
А те, кто обращается к России в надежде на ее гостеприимство, очень и очень рискуют.
Вот афганская журналистка Кобра Хассани: училась в Украине, а после российского вторжения попыталась уехать в ЕС, вот только проводники, взяв с нее деньги, отвезли девушку в Россию, где ее задержали за нарушение миграционного законодательства и депортировали в Афганистан. К талибам, которые, как мы знаем, очень не любят девушек, пытающихся получить образование и уехать в Европу. Доводы защиты о том, что Кобре Хассани в Афганистане грозит смертная казнь, не повлияли на «гостеприимный» суд, и ее выдворили на родину. Пыталась сегодня найти сведения о ее судьбе, но, похоже, что после 26 июня связь с ней оборвалась.
До чего же все это противно…
Мне кажется, что уж если говорить с учениками о «гостеприимной России», надо как раз обсудить существующие болевые точки. Не побояться завести разговор о мигрантах и отношении к ним, о том, насколько «страшен» Запад, и о том, как много есть примеров доброжелательности и гостеприимства в «бездушной» Европе.
(Могу сказать на своем опыте: европейские власти действуют по отношению к уехавшим из России достаточно жестко и непродуманно, но на бытовом уровне и я, и многие другие уехавшие встречаем в основном поддержку и сочувствие. Это так, замечание между прочим).
А скорее всего, я бы сегодня в классе стала говорить о том, что в нас заложен древний эволюционный принцип: умение различать «свой – чужой». Если бы его не было, наши далекие первобытные предки просто поубивали бы друг друга, и всё. Если ты не мог отличить, твоего племени перед тобой человек или нет, то не смог бы вовремя спастись или вовремя нанести удар.
Но мы-то уже не первобытные люди. Мы-то уже способны понять, что человек, который выглядит по-другому, ведет себя по-другому, одевается и разговаривает по-другому, – тоже человек. Мы способны выстроить с ним нормальные отношения. И не случайно одним из важных факторов перехода от первобытной дикости к цивилизации стало развитие законов гостеприимства, которые буквально заставляли – что древнего грека, что жителей Древней Руси, что обитателей монгольских степей – обязательно проявлять гостеприимство к тем, кто постучится в их дом.
И тот факт, что сегодня Россия становится всё более и более негостеприимной, что в ней тяжело и неуютно жить не только тем, кто в ней родился, но и тем, кто приехал в поисках убежища, – это проявление варваризации и архаизации жизни, а вовсе не бдительности и ответа на угрозу с Запада.
Я бы предложила ребятам не обсуждать «фирменные семейные блюда», а попробовать задуматься, насколько каждый из них «гостеприимен»: используют ли они язык вражды по отношению к представителям разных народов, как относятся к тем, кто непохож на них.
Ну а если это все слишком сложно или опасно, то предлагаю программу-минимум:
Дорогие учителя! Пожалуйста, не начинайте разговор о гостеприимстве с Дня народного единства, пожалуйста, не развращайте детей велеречивым Бесогоном. Попейте с учениками чай со вкусными пирогами/бубликами/мантами или чем-то еще, что любят в вашем регионе. Пригласите на чай параллельный класс – вот вам и гостеприимство.
А еще лучше – устройте под шумок Хеллоуин.
Видео-архив «Разговоров о важном» за прошлый учебный год можно найти на моем youtube-канале. В этом году новые выпуски в текстовом формате будут выходить на сайте.