Вчера увидел в соцсетях фрагмент из телемоста «Россия – Украина» (9 октября 1999 года), продюсером которого с украинской стороны я был.
С российской стороны моим партнером был Константин Эрнст, с которым в те времена мы тесно дружили, а транслировался телемост, соответственно, телеканалами «1+1» и ОРТ.
Гостями студии «1+1» были Леонид Кравчук, секретарь Совета безопасности и обороны Владимир Горбулин, министр иностранных дел Борис Тарасюк.
В студии ОРТ были Виктор Черномырдин и министр иностранных дел Игорь Иванов.
Помню, что для нас на «1+1» неожиданностью оказалось появление в московской студии премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко вместе с… новым председателем правительства России Владимиром Путиным.
Фразу, сказанную Путиным, и вспомнили в соцсетях: «Мы не хотим забрать Крым, это абсолютная глупость. Если мы начнем что-нибудь забирать у кого-нибудь, то обязательно у нас самих что-нибудь отнимут. Во всяком случае, если мы начнем такой передел на пространствах бывшего Советского Союза, то не сможем от него оправиться никогда».
Стоит ли комментировать эти слова?
Телемост мы начали двумя
сюжетами, снятыми в киевской и московской школах. Вопрос, который тогда задавали детям, был абсолютно невинен: что вы знаете о России и, соответственно, – об Украине?
Ответы многих привели в шок. Я запомнил слова 10-летнего московского школьника о том, что Украина – это город где-то на границе с Белоруссией. И ответ на вопрос, кто такой Тарас Шевченко: кажется, футболист… Украинские дети тоже не блистали знаниями, но знали, что в России все плохо: они упомянули о взрывах домов в Москве и о том, что при Сталине с Украины вывозили хлеб в Россию.
Прошло всего восемь лет после распада СССР…
Добавлю, что эфир мы организовали за час до начала судьбоносного матча между сборными Украины и России за выход в финальную стадию чемпионата Европы. Того самого матча, когда мяч после удара Андрея Шевченко и ошибки вратаря Филимонова оказался в воротах сборной России. Матч закончился со счетом 1:1, но это была победа Украины.