В июле очередной саммит НАТО завершился туманным заявлением, что Украина станет когда-нибудь членом этого альянса. Пока продолжаются боевые действия, невозможно назвать точную дату вступления в НАТО. Тем не менее важно, чтобы туманное заявление сменилось четким решением: США и их союзники по НАТО гарантируют полную защиту Украине сразу после окончания боевых действий. Это позволит правительству Украины активней принимать трудные решения, необходимые для прекращения войны.
Россия начала полномасштабное вторжение в феврале 2022 года не просто для захвата части украинской территории. Причиной войны было также и нежелание Путина помешать планам Украины войти НАТО в отдаленном будущем — пусть Кремль и пользовался этими планами, убеждая граждан России и других стран, что вторжение необходимо для устранения потенциально серьезных угроз российской безопасности.
Нет, целью России было уничтожение Украины как независимого демократического государства, которое президент Владимир Путин считает экзистенциальной угрозой для своего авторитарного режима. Отсутствие у Украины твердых гарантий безопасности со стороны НАТО создало у Путина иллюзию, будто эту страну можно легко победить на поле боя.
После двух с половиной лет войны эти иллюзии развеялись. Согласно официальной позиции правительства Украины, ее армия будут продолжать сражаться вплоть до освобождения всех территорий, которые сейчас оккупированы Россией. Такая позиция украинской стороны не препятствует заключению мира, потому что пока что прекращение войны невозможно по другой причине. Если цель вашего противника — ваше полное уничтожение, территориальные уступки не помогают «купить» завершение войны; они лишь ослабляют ваши позиции.
Реальным барьером на пути любого реалистичного мирного урегулирования является Путин. Это он всеми силами добивается, чтобы свободная и демократическая Украина перестала существовать, и это он неоднократно нарушал свои публичные обещания и подписанные им как главой государства официальные соглашения. В России нет политических институтов, которые бы могли заставить Путина соблюдать условия мира, какое бы соглашение он не подписал.
Как и в предыдушие разы, он с легкостью нарушит очередное соглашение и снова нападет на Украину при первой же возможности.
Единственное, что может остановить Путина от нового нападения на Украину после заключения мира, — гарантии безопасности Украины, с которыми он не сможет ничего сделать. Такой гарантией в мирном соглашении может стать защита Украины альянсом НАТО. Именно угроза войны с НАТО не позволяет России напасть, например, на страны Балтии, являющиеся, с точки зрения Путина, такой же легитимной целью российской экспансии, как Украина.
Реальный путь к миру начнется со стабилизации линии фронта украинской армией — помощь со стороны США, европейских стран и их союзников со всего мира будет играть в этом ключевую роль. После того, как линии фронта будут стабилизированы, Украина сможет сесть за стол переговоров с Россией, потому что любое заключенное ею соглашение будет подкрепляться гарантиями НАТО. Например, членство в НАТО может включать оговорку, что гарантии защиты распространяются только на части Украины, контролируемые украинским правительством на момент заключения мира. Такой подход гарантирует украинцам, что их уступки в ходе переговоров не будут подталкивать Россию к захвату новых земель.
В НАТО уже вступали страны с неурегулированными территориальными спорами; это не мешает НАТО быть полноценным защитником интересов всех своих членов.
Однако можно рассмотреть и другие подходы. Например, Украине можно предложить членство в НАТО де-факто, или же переговорщики могут согласиться ограничить нормальное военное присутствие НАТО в некоторых регионах Украины, как это было сделано в Норвегии во время холодной войны. Существенные многосторонние обязательства по развитию украинской армии также усилят сдерживающий фактор.
Важный элемент нашего плана состоит в том, что НАТО предоставит Украине членство, не спрашивая на это какого-либо согласия России. Тем не менее, такие гарантии, представленные в явном виде, помешают Путину продолжать убеждать россиян в том, что членство Украины в НАТО как-то угрожает национальной безопасности России. Должно быть ясно, что не угрожает: огромные ядерные арсеналы России вполне эффективно гарантируют ее безопасность от внешнего нападения. Чем лучше будут россияне понимать, что защита Украины со стороны НАТО не создает никаких угроз для России, тем менее склонны они будут поддерживать военную агрессию, не продиктованную угрозами безопасности.
Для США и их союзников предоставление Украине гарантий безопасности НАТО (будь это членство или какие-то иные механизмы) станет серьезным обязательством, сопряженным со значительными издержками и рисками. Но их следует сопоставить с перспективой затягивания европейской войны, которая уже привела к гигантским разрушениям и гибели сотен тысяч людей на фронте и в тылу.
Принимать решения о трудных и дорогостоящих компромиссах, которых потребуют любые мирные переговоры, будет сама Украина. Именно украинцам пришлось отражать неспровоцированное российское вторжение и только они могут решать, чем еще они готовы пожертвовать ради освобождения оккупированных территорий. Однако международное сообщество и особенно НАТО могут помочь прочности мирных договоренностей, которые Украина решит заключить, а также гарантировать долгосрочную независимость и безопасность страны.
Как и многие из тех, кто наблюдает за войной между Россией и Украиной, мы хотели бы, чтобы Путин и его окружение, организовавшие нападение на соседнюю страну, ответили перед судом за развязывание агрессивной войны, убийство мирных жителей и террор на оккупированных территориях. Однако самой неотложной задачей должно быть прекращение войны и обеспечение безопасности украинцев в будущем.
Гарантии безопасности Украины со стороны НАТО — самый верный и реалистичный способ добиться этого.