Идею о том, что надо создать большую российскую освободительную армию, которая теоретически могла бы сыграть решающую роль в свержении путинского режима, не разделяет большое количество российских оппозиционеров в эмиграции. Мне кажется, что многие из них не могут в себе преодолеть страх твердо встать на сторону Украины и поддержать российских добровольцев ВСУ. Большинству представителей оппозиции не нравятся высказывания и политические взгляды их сограждан, решившихся взять в руки оружие и воевать на стороне добра. Однако важно понимать, что люди, которые идут на фронт и жертвуют своими жизнями, далеко не всегда комнатные симпатичные либеральные мальчики. Иногда это жесткие люди с не очень привлекательной политической позицией.
Я боюсь, что недавно освобожденные из тюрьмы узники совести нескоро станут нашими единомышленниками (если это вообще реально). Мне кажется, что самое главное заключается в том, чтобы они четко зафиксировали свою позицию. На сегодняшний момент невозможно последовательно выступать против Путина и не быть одновременно на стороне Украины. Существует ложный нарратив о том, что всякий искренний сторонник Украины является украинским политиком – это та глупость, которую многие российские оппозиционеры восприняли всерьез. Во время Второй мировой войны немецкие антифашисты были на стороне антигитлеровской коалиции, но при этом не становились французскими, английскими, американскими или советскими политиками. На сегодняшний момент быть против Путина – это быть на стороне Украины, активно содействовать ее победе в этой войне и способствовать поражению России. Ведь именно она обстреливает украинские города, а не один Путин – это реальность, которую нужно признать.
Есть еще одна плохая вещь, которая засела в сознании представителей российской оппозиции. Это вера в «прекрасную Россию будущего» и убеждение в том, что можно получить власть в России с помощью выборов. Это объясняется ощущением наличия избирателей в России, которых, на самом деле, нет. Да, в России есть люди, которым надо помогать, но желание поддерживать связь с «потенциальным избирателем» является ложной установкой. Мы все пытаемся держать связь с россиянами и выполнять большую миссию по поддержке антипутински настроенных граждан РФ, но это не означает, что надо призывать к ослаблению санкций. Те россияне, которые остаются в России и призывают к усилению ограничений в отношении своей страны, героически вызывают огонь на себя. Они желают поражения конкретно России, а не одному Путину. Да, это он начал агрессию, вопреки мнению подавляющего большинства своего окружения, но сейчас войну с Украиной и Западом ведет Россия. Нам надо перестать заниматься самообманом и приближать поражение именно своей страны.
Полную версию эксклюзивного интервью смотрите здесь.