Леонид ГОЗМАН: «Нашей диаспоре отрицание исторической Родины свойственно больше, чем другим»

Не перестаю удивляться тому, как много в мире людей, которым важно объяснять, насколько все вокруг не правы. Причем, желание это обратно пропорционально компетентности в обсуждаемом вопросе. Чем меньше понимаешь, с тем большим апломбом говоришь.

Вот, трое освободившихся из российской тюрьмы дали пресс-конференцию. Зная Россию не понаслышке – вся жизнь там, да еще и тюрьма – говорят, что уровень поддержки войны совсем не такой, как внушает телевизор. В ответ слышим, что поддержка войны, наоборот, стопроцентная, а эти трое – жалкие ничтожные личности, имперцы и путинские холуи. Причем говорят это люди, уехавшие из России черт знает когда и, в общем, ничего в происходящем там не понимающие.

Участники пресс-конференции говорят, что надо разделять правящую камарилью и народ, военных преступников и людей в безвыходной ситуации, злодеев и обманутых, что нельзя ко всем, живущим в России относиться одинаково. В ответ: все виновны по факту рождения, платить должны все. Заплатят, куда денутся, как немцы в свое время все заплатили. Но маленький нюанс – те, кто требует равно наказать всех русских, не распространяют это на себя – у них уже давно и гражданство, и налаженная жизнь где-то далеко от России.

Девяносто девять процентов наших политзаключенных, в том числе те, кого сейчас обменяли, сели за поддержку Украины. Тысячу раз и освобожденные сейчас, и все мы говорили, что Земля круглая, а Крым украинский. Нет, почему не сказали в тысячу первый?

А вот Яшин сказал, что протест должен быть мирным. В ответ: нет, только вооруженная борьба! И говорит это не боец Легиона «Свобода России», не узник Владимирского централа – они-то имеют право, а человек откуда-нибудь из Аликанте, который и на мирные-то протесты никогда не выходил.

Вот, люди благодарят канцлера Шольца, вот они говорят, что надеются вернуться на Родину, чтобы бороться за ее будущее. Почему не поблагодарили, зачем их меняли, если они хотят обратно в тюрьму?

Казалось бы, послушай, что люди говорят, они ведь оттуда, да еще и из тюрьмы, вдруг выяснится, что ты не все знаешь? Нет, говорят нам, я все знаю! А понимаю еще больше.

Было бы смешно, если бы не трагичность тех ситуаций, которые дают этим странным людям повод вставать в позу и произносить то, что они произносят.

И не только в глупости тут дело, хотя и не без нее интеллектом эта публика не блещет. У этих людей есть убеждения, и состоят они в том, что Россия проклята, что в ней никогда не будет и не было ничего хорошего, что все там рабы, что ее надо обнести рвом с крокодилами и так далее. Они не оценивают шансы России стать нормальной страной (признаем, они не велики), они с порога отрицают их с болезненным сладострастием. И каждый, кто с ними не согласен, а тем более пытается сделать Россию лучше, либо идиот, либо путинский агент.

По-моему, нашей диаспоре такое отрицание исторической Родины свойственно больше, чем другим. Турки, мексиканцы, индийцы, с которыми мне доводилось общаться, например, в США, надеются на подъем своих стран, а многие из них стараются ему способствовать. Наверное, у нас не так потому, что до относительно недавнего времени, отъезд из России воспринимался как окончательный, а значит, предполагал разрыв со страной, внутренний отказ от нее. И у тех, у кого адаптация не получилась – а эмиграция трудное дело – возникла эта странная, психологически выгодная им картина мира: Россия во всех своих проявлениях, а не только российские тираны, представляет собой абсолютное зло.

Как ни странно, эти радикально антипутинские люди похожи на тех убогих, которые на 9-е Мая приходят в Трептов парк в дурацких майках «На Берлин!». Тоже не получилось на новом месте.

Не стоит спорить с теми, кто набросился сейчас на наших политзаключенных, не стоит ни обижаться на них, ни принимать их всерьез. Слава Богу, когда наступит для нас такая возможность, они не помешают нам вернуться, чтобы поднимать свою страну из руин.

Главная / Статьи / Мнение / Леонид ГОЗМАН: «Нашей диаспоре отрицание исторической Родины свойственно больше, чем другим»