Итак, теперь можно выдохнуть: обмен действительно состоялся. Самый масштабный обмен политзаключенных со времен холодной войны! Более десятка невиновных, честных и отважных людей, которых вырвали из пасти чудовищной системы с пыточными конвейерами и которая не знает обратного хода!
Прежде всего, конечно, хочется поздравить самих освобожденных, их семьи, адвокатов, друзей и сторонников. Но о чем важно помнить, когда схлынет эйфория?
Во-первых, о том, в России сегодня несколько сотен политических заключенных. Удалось спасти единицы.
Остальные остаются в смертельной опасности, и необходимо делать все возможное для их освобождения.
Во-вторых, когда раз за разом в поддержку политзаключенных по всему миру устраивают митинги, обсуждают на форумах и встречах с западными политиками, добиваются резолюций ПАСЕ, Европарламента, помните вот этих скептиков, которые раз за разом разводят руками и спрашивают: «Ну и что с того?».
Да, действительно, ни одно из гражданских действий не может вырвать заложников из лап чекистских палачей немедленно. Но все вместе они создают необходимый фон, в том числе давления на политиков в свободных странах. Ведь чтобы узника включили в списки на обмен, кто-то с другой стороны должен попросить ЗА НЕГО. А кто-то, в России, должен убедить людоеда пойти на компромисс. И чтобы у всех во время абсолютно непубличной и любящей тишину переговорной работы было понимание, что российские политзэки действительно сейчас в смертельной опасности, мы все вместе и делали (и будем делать!) эту работу. Мы все – от Антивоенного комитета, правозащитников, адвокатов, журналистов, которые помогают в разных кейсах, в том числе известных, таких, как с сорванной экстрадицией Би-2 из Таиланда, до каждого рядового политэмигранта-активиста. Долгую, нудную, упорную, монотонную, но важную работу. Которая никогда не дает немедленных результатов, но количество которой при определенных условиях рано или поздно обязательно переходит в качество — и случаются такие прорывы.
Ура! И еще раз самые неистовые поздравления всем причастным!