Известный бизнесмен и общественный деятель опубликовал в "Украинской правде" статью о том, можно ли победить "террористический интернационал"
Лидер террористической организации Хезболла, базирующейся в Ливане, Хасан Насралла выступил в среду с очередной «программной речью», в которой позволил себе заявления, которых эта прокси-сила Ирана еще никогда себе не позволяла.
Во-первых, он принялся угрожать Израилю наземным вторжением на север страны – в регион Галилея, а также ракетными обстрелами всей территории еврейского государства.
Во-вторых, Насралла впервые произнес угрозу республике Кипр. По его словам, Кипр также будет втянут в войну, если поможет Израилю. Например, если «откроет свои аэропорты и базы для Израиля». Как известно, на острове расположены две авиабазы Великобритании – Акротири и Декелия, которые являются ее заморскими территориями. Взлетая с этих авиабаз, британские пилоты помогали Израилю отразить недавнее нападение Ирана.
Кстати сказать, в последнее время фактор Ирана также приобрел неожиданное звучание.
На границе Израиля и Ливана происходит серьезная эскалация. Хезболла регулярно обстреливает территорию Израиля, провоцируя стремительно разгорающиеся лесные пожары. В огне гибнет, в том числе, урожай израильских фермеров.
В Иерусалиме активно обсуждается вопрос проведения армейской операции с целью отбросить силы Хезболлы, силой заставив выполнить резолюцию совбеза ООН еще от 2006 года об отводе боевиков от границ Израиля, которая положила конец Второй Ливанской войне, но которую и не думали выполнять террористы.
Предотвратить еще одно масштабное вооруженное столкновение пытается администрация президента США Джо Байдена. Его эмиссары курсируют между Иерусалимом и Бейрутом. И, согласно последним данным ливанских медиа, Хезболла сообщила американцам, что возможная израильская операция будет расценена как нападение на Иран. Раньше террористы не позволяли себе озвучивать угрозы от имени Тегерана.
Угроза большой войны на Ближнем Востоке вполне реальна. В СМИ даже регулярно появляются возможные даты ее начала, что хорошо знакомо украинским читателям. Непонятно только, как эту войну вести силам цивилизованного мира.
С одной стороны, необходимость военного поражения «террористического интернационала» ХАМАС, Хезболлы, Ирана, России, КНДР и прочих очевидна. Силы мафиозных государств и их прокси-армии наладили сотрудничество, которое приобрело невиданные масштабы.
Не так давно, например, The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники рассказывала, что российские солдаты обучаются управлению дронами в Сирии под руководством инструкторов из иранского Корпуса стражей исламской революции и все той же Хезболлы.
Эта организация, обладающая большим ракетным арсеналом, чем у большинства государств мира, обстреливает израильские силы и населенные пункты российским противотанковым оружием. Существуют свидетельства о наличии в арсенале террористов противокорабельных ракет «Яхонт» – экспортного варианта российских «Ониксов». И это только те факты, о которых известно публично.
С другой стороны, Израиль столкнулся ровно с теми же явлениями, которые можно наблюдать в Украине.
Во-первых, неоднозначная позиция стратегических союзников, и в первую очередь – США. Вашингтон оказывает беспрецедентное давление на Иерусалим, которое начинает приобретать формы возможного отказа в поставках вооружений. Которые необходимы Израилю, учитывая продолжающуюся войну в секторе Газа с ХАМАС и эскалацию на ливанской границе.
Во-вторых, комплектация армии. Начальник Генштаба ЦАХАЛ Герци Халеви сообщил недавно правительству, что ему не хватает 15 батальонов для выполнения задач. Это заявление прозвучало на фоне острой дискуссии вокруг призыва в армию представителей ультраортодоксальной общины. В украинских терминах – израильских «уклонистов», которые не желают служить по религиозным соображениям.
Премьер Беньямин Нетаньяху пытается избежать решения об их призыве, чтобы сохранить свою коалицию, опирающуюся на политических лидеров ультраортодоксов. И, в конечном итоге, собственную власть. Его проблема в том, что эта несправедливость раздражает уже однопартийцев самого премьера. Который вынужден показывать юридические фокусы в Кнессете, оттягивая окончательное решение вопроса о призыве.
В то же время недавно представители армии приняли участие в хорошо знакомой читателям этой колонки дискуссии «что такое победа». Причем в неожиданной форме. В интервью израильскому телевидению о войне в Газе пресс-секретарь ЦАХАЛ, контр-адмирал Даниэль Хагари сказал: «ХАМАС – это идея. Она укоренена в сердцах людей. Тот, кто думает, что мы можем полностью уничтожить ХАМАС, — ошибается».
И тем самым освежил многомесячный спор о том, что делать дальше с сектором Газа, где война уже идет с 7 октября прошлого года, и что делать с южным Ливаном, гигантской военной базой Хезболлы, если там начнется наземная операция израильских сил.
Обозреватели задаются вопросом: где найти бесконечные резервы не только оружия, но и живой силы для этих войн?
Содержание постоянного контингента в одной только Газе может означать продление срочной службы в ЦАХАЛ чуть ли не до четырех лет и резкое увеличение срока призыва резервистов. Эти люди будут изъяты из экономики, которая уже демонстрирует далеко не лучшие результаты.
А если включить в уравнение Иран и возможное прямое столкновение еще и с режимом аятолл? А вооруженную поддержку со стороны путинского режима?
Израиль не может отправить в «мясные штурмы» тысячи зэков из своих тюрем, как это делает Владимир Путин и его преступная клика, освобождая места в зонах для дальнейших политических репрессий. Израиль не может себе позволить удержание позиций любой ценой и штурмы путем забрасывания окопов телами.
Обладает ли вообще еврейское государство ресурсом живой силы, необходимым для ведения современной войны? Которая, как оказалось, требует именно людей едва ли не больше, чем войны прошлого века. Когда противник имеет возможность дешевыми дронами охотиться на каждого пехотинца, а не тратить дорогие снаряды.
На это накладывается и внутриполитическая ситуация, когда внушительная часть общества выступает за военные решения и ждет военных побед. А дипломатические методы, с высокой степенью вероятности, приведут к последующему крушению правительства Нетаньяху, который находится под давлением своих «мессианских» политических партнеров и жаждет сохранить собственную власть.
Политическое решение палестинского вопроса, договоренности с правительством Ливана, а значит и с Хезболлой, – сложный путь. Но есть ли ему приемлемая альтернатива? Как вернуть домой жителей севера Израиля, эвакуированных из-за постоянных обстрелов шиитских боевиков? Как установить более-менее вменяемую власть в секторе Газа и не допустить повторения 7 октября?
Как избежать экономического краха из-за постоянной мобилизации? И как избежать большой региональной войны, которая способна поставить под угрозу само существование Израиля? Знакомые вопросы, не правда ли?
К сожалению, на них не будет ответов, которые понравятся всем. В том числе, недальновидность политиков Запада привела к тому, что ситуация зашла слишком далеко. Корни этих проблем надо искать в недостаточной и непродуманной реакции цивилизованного мира на события 2014-го года – российскую оккупацию Крыма и части Донбасса.
Кажется, именно тогда была запущена цепочка ошибочных решений, из-за которых теперь в мире нет безопасного места, а целые народы истекают кровью. За эти ошибки Запада, допустившего разрушение существовавшей системы миропорядка, расплачиваются и Украина, и Израиль. Возможно, они будут вынуждены первыми пойти на тяжелые дипломатические шаги.
Но искать решение и глобальной проблемы, и частных проблем уже воюющих стран придется. Желательно, чтобы при этом Запад проявил больше ответственности и лидерства. От этого зависит судьба всех нас.