Прошли два года и 112 дней войны. На фронте ситуация остается такой же тревожной, что и все последние дни. Россияне упорно продвигаются в Донецкой области – как на покровском направлении, так и (сегодня особенно активно) в направлении Курахово. На всех остальных участках фронта особых изменений за прошедшие сутки я не обнаружил, Во всяком случае, на картах ISW все более-менее так же, как было вчера.
Сегодня Путин, на встрече с руководством своего МИД, сообщил граду и миру его условия мира с Украиной. Выглядят они впечатляюще
Украинские войска должны быть полностью выведены из Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей. Причем Путин подчеркнул, что речь идет о регионах в пределах их административных границ. Также он заявил, что эти территории (плюс Крым и Севастополь) должны быть признаны Украиной как субъекты РФ.
Украина должна отказаться от вступления в НАТО и иметь нейтральный, внеблоковый, безъядерный статус.
В Украине должны пройти «демилитаризация» и «денацификация».
Западные санкции против РФ должны быть отменены.
Теперь все, кому не лень, комментируют это его заявление и приходят к выводам, общим смыслом которых является то, что Путин продемонстрировал свою полную незаинтересованность в реальных и конструктивных переговорах. Что и требовалось доказать. Я, разумеется, тоже вставлю свои три копейки. И расскажу, как я понимаю этот его сегодняшний спич.
Итак, начнем. Напомню вам, что все последние недели различные СМИ и информационные агентства (например, Reuters) сообщали, со ссылкой на высокопоставленных американских(!) чиновников, что их неформальные контакты с Кремлем показывают: Путин готов договариваться о перемирии по актуальной линии разграничения (т.е. по текущей линии фронта) и будто бы даже готов согласиться на членство Украины в НАТО (в это я не очень верю, скорее всего, это источник Reuters выдавал желаемое за действительное или формулировка должна быть более расплывчатой).
Заявление Путина, казалось бы, противоречит этой информации и ставит точку во всех усилиях администрации Байдена (если таковые вообще имели место) по налаживанию какого-то диалога с Москвой по поводу украинского урегулирования.
Я вот пытаюсь себе представить, чем могли американцы заинтересовать Путина, чтобы он начал с ними переговоры на эту тему? Наверное, тем, что они (если условия достигнутых с ними договоренностей покажутся им приемлемыми) сумеют заставить Зеленского сесть за стол переговоров и их принять. В противном случае, о чем вообще с ними переговариваться?
Мне трудно себе представить, что тот же Reuters просто высосал из пальца весь этот сюжет. Как трудно себе представить и высокопоставленного чиновника администрации президента США, который в интервью с Reuters самозабвенно врет и гонит чистую дезу.
Скорее всего, ситуация была такова, что американцы реально договорились с Путиным примерно о том, о чем они сообщили Reuters, но потом у них случился непредвиденный конфуз: они не смогли заставить Зеленского принять эти условия.
В пользу этого предположения говорит недавнее выступление Зеленского в Национальном собрании Франции, где он четко и ясно отказался обсуждать мирное соглашение с Россией по существующей линии разграничения и отверг возможность любых территориальных уступок агрессору.
То есть фактически Зеленский снова повторил свой старый тезис о том, что он готов будет подписать мир с Россией только после того, как его армия выйдет на границы 1991 года (включая освобождение Крыма).
С точки зрения Путина, такая позиция Зеленского является безнадежной утопией. Путин (да и не только он один) считает, что у Украины нет и в обозримом будущем не появится возможностей выйти даже на линию разграничения по состоянию на 23.02.22. И уж совсем как нулевые он оценивает шансы на освобождение Украиной Крыма и Донбасса. Поэтому Путин сегодня против утопии Зеленского выставил свою утопию, прекрасно отдавая себе в этом отчет.
Его позиция состоит также и в том, что на стамбульских переговорах еще не фигурировали Запорожская и Херсонская области.
Теперь они (якобы) входят в состав России и являются неотъемлемой частью путинских условий мирного урегулирования. Будете, мол, тянуть дальше – следующие условия станут для вас еще хуже, чем эти.
Если абстрагироваться от эмоционального фона (я понимаю, как это сложно), то фактически произошло то, что обычно предшествует любым переговорам: стороны заявляют свои первоначальные (максималистские) позиции, которые априори неприемлемы для другой стороны.
Но в таком обнародовании позиций сторон есть одно важное преимущество: теперь хорошо виден весь диапазон возможных договоренностей. То есть у Зеленского речь уже не идет, например, о выдаче всех военных преступников и суде над ними, а Путин уже не ставит вопрос о полном демонтаже украинской государственности и превращении ее в свой сателлит с марионеточным правительством.
Итак, мы теперь знаем, что возможный компромисс лежит между объявленной позицией Зеленского и объявленной позицией Путина. И, скорее всего, где-то посредине (если вопрос достижения этого компромисса будет поручен профессиональным дипломатам).
А посредине-то как раз и находится нынешняя линия фронта! Круг замкнулся, и выходит, что Reuters был прав и американцы действительно договорились о единственном реалистичном и работоспособном варианте мирного соглашения.
Часто можно слышать точку зрения (которой придерживаюсь и я), что если бы американцы дали больше оружия, то ни в каких договоренностях с Путиным не было бы нужды, а Украина просто бы выиграла войну и изгнала агрессора со своей земли.
Но трезвый анализ ситуации говорит мне, что американцы считают мир по линии разграничения желаемым для себя результатом: и Путин удовлетворен, и Украина сохранила свой суверенитет и независимость. А раз так, то зачем же им помогать Украине разгромить Путина, если тогда не будет этого мира, а будет какая-то другая, нестабильная и опасная ситуация, чреватая то ли ядерной войной, то ли распадом России (с последующей ядерной войной) и т.д.
Таким образом военная и финансовая помощь Украине должна выделяться такими дозами, чтобы, с одной стороны, не дать ей разгромить путинскую армию, а с другой – вынудить ее подписать мир по линии разграничения. Впрочем, я думаю, что это уже банальность. И это вижу не только я один.
Короче: демарш Путина – это, вероятно (!), согласованный с Белым домом шаг, который, по замыслу его авторов, должен показать Зеленскому перспективы, к которым приведет его несговорчивость. И если он не услышит этих сигналов, дозы американской помощи могут быть пересмотрены. И, к моему глубокому сожалению, отнюдь не в сторону их увеличения…
Напомню еще раз, что все это не более, чем мои безответственные предположения. Но есть и хорошие новости: сегодня Германия выделила Украине очередной транш военной помощи в 500 млн евро. В него вошли 20 БПМ Marder, 10 танков Leopard 1AP, два комплекса ПВО IRIS-T, три РСЗО HIMARS, 21 тысяча снарядов 155-мм, четыре антидроновых датчика, два мостоукладчика BEAVER; две инженерные машины DACHS; четыре машины разминирования WISENT 1, а также автоцистерны, боеприпасы, четыре миллиона патронов для огнестрельного оружия, снайперские винтовки, спасательные лодки и многое другое.
Слава Украине!🇺🇦
Хезболла продолжает обстрелы израильской территории, и мне кажется, что полномасштабная военная операция Израиля против Хезболлы – лишь вопрос времени.
А по поводу перемирия в Газе пока нет новостей. Все застыло в том же положении, как и пару дней назад. Ждем-с. Такие дела…
I❤️🇮🇱