Убрала пост про пейзаж с Венецией в качестве обложки для книги Михаила Шишкина «МОИ. Эссе о русской литературе».
Бог с ней, с обложкой. Куда существеннее, что под ней.
Вот краткое вступление автора: «Что не так в мире, созданном кириллицей?
Зачем литература, если она не спасла ни от ГУЛАГа, ни от СВО? Художник остро чувствует то, что будет. Черный квадрат Малевича – это увиденное им будущее, в котором была первая мировая война, гражданская, ГУЛАГ.
Думаю, не я один чувствую сейчас Россию как черный квадрат.
Русской культуре, как сто лет назад, ломают хребет.
Литературе в конце концов все пойдет на пользу, даже сломанный хребет.
Без Колымы не было бы «Колымских рассказов»…
Протираю глаза и не верю им: «Что не так в мире, созданном кириллицей?».
Отвечу на этот риторический вопрос Михаила Шишкина, написанный по-русски. Сам этот вопрос и есть лучшая иллюстрация того, «что не так».
Формулировка вопроса в такой форме — чистая имперская проекция. Оптика незамутненного колониального эгоцентризма. Я не верю, что уважаемый автор не в курсе, что кириллицей пишут украинцы, белорусы, болгары, сербы? Это только славянские народы. (Углубляться в историю создания алфавита не буду — напомню только, что Кирилл и Мефодий создали вовсе не кириллицу, а глаголицу, и именно глаголический текст высечен на могильном камне Кирилла в Риме). А сколько алфавитов было создано или насильно переведено на кириллицу? Узбекский, таджикский, казахский, киргизский…
А все народы севера (если посмотрите список, то видно , что многие из них «начали пользоваться кириллицей» в 1937–38-м, одно это должно бы навести на некоторые мысли): эвенкийский, чукотский, селькупский, удегейский…
А языки Кавказа? Аварский, лезгинский, лакский, ингушский, кабардинский…Их десятки. Чеченский отчасти выбрался и в латиницу, но и он…
Тексты на этих языках, в том числе стихи, рассказы, романы, написаны вовсе не по-русски. И в этом мире, созданном кириллицей, все так, да не так именно потому, что носители русского языка и писатели считают себя эксклюзивными хозяевами кириллицы. Хотя большинство из пользователей являются как раз ее жертвами.
Дальше больше.
«Без Колымы не было б «Колымских рассказов».
Это пишется в 2024 году…
И вправду, черный квадрат, помутнение, полный провал, если лучшие так ничего и не поняли.
Не было б – и слава Богу! Да Шаламов первый был бы счастлив, если б не было. А великим писателем он стал бы и так.
«Русской культуре, как сто лет назад, ЛОМАЮТ хребет».
Бесхребетная русская культура в вечном страдательном залоге в безличной конструкции.
Кто ломает? Не сами ли русские литераторы, так и не смогшие взять на себя ответственность за собственную литературу и культуру? Быть против этого режима и войны совершенно не означает не быть носителем той же самой бациллы имперства, что их породила.
А если сломанный хребет идет на пользу — может, что-то все-таки не так c этой литературой и взглядом ее носителей и производителей на нее?
Особенно если в это время в совсем другом мире, созданном кириллицей, лучший украинский поэт Жадан публикует пост: ушел на фронт. Защищать свою страну от нашествия бесхребетных.
Решительный залог.
Настоящее лицо.
Таких грамматических категорий нет.
Зато есть человеческие.