Леонид ГОЗМАН: «У Путина искаженный внутренний мир, где цель оправдывает средства, надо стоять выше законов, нельзя никому верить и всех надо обманывать”

Когда мы, психологи, пытаемся смотреть на человека профессиональным взглядом, важно посмотреть на мир его глазами. Если бы Путин был моим клиентом, то я бы старался его не осуждать, а понять его мироощущение. Думаю, это так же важно, как и понять траекторию движущейся мишени, поскольку это дает шанс в нее попасть. А если махнуть рукой и думать, что она движется сама по себе, промах гарантирован. Очень много высказываний о том, что Путин психически болен, но я думаю, что нет оснований так полагать. Одно из официальных определений болезни заключается в том, что болезнь – это то, что сокращает жизнь и мешает работе, достижению цели. Путин, как мы знаем, своих целей достигает, поэтому он не болен. Что касается его внутреннего мира, то он абсолютно неадекватный, и это противоречит человеческой природе.

Психика в филогенезе появилась, когда существу надо было отражать очень сложную, многофакторную реальность. Она помогает видеть реальность такой, какая она есть. Например, если стол квадратный, то мы его должны видеть квадратным, а если мы видим его круглым, то у нас сбой в голове. Мне кажется, что Владимир Владимирович видит квадратный стол как круглый, у него нет видения реального мира.

Во-первых, у него было тяжелое детство. Путин описывает Питер как бандитский город. Мы с женой жили в этом же городе в ту же эпоху и знаем, что город был мирным, доброжелательным, гуманным и спокойным. Чем-то маргинальным и отбросным была, пожалуй, только местная шпана, и Путин, скорее всего, принадлежал именно к этой части общества. Эта прослойка обычно завидует тем, кто живет иначе.

Затем он пошел в КГБ – опасную структуру даже для тех, кто там служит. Именно там у Путина сформировался искаженный внутренний мир, где цель оправдывает средства, надо стоять выше законов, нельзя никому верить и всех надо обманывать.

Когда он стал президентом, то не без его участия строилась система, в которой Путин был лишен обратных связей. По телевизору он смотрит то, что велел показать, а окружение ему постоянно льстит и одаривает комплиментами. Это видно по ряду смешных ситуаций, в которые попадал Путин. Можно, например, вспомнить историю с амфорами: вся страна смеялась над тем, что он их поднял с глубины в полтора метра. Это значит, что никто не осмелился придти к нему в кабинет и сказать: «Владимир Владимирович, это просто смех. Не надо такой ерундой маяться». Также вспоминается история с полетом Путина вместе со стерхами в качестве их вожака. В этом случае тоже никто в Кремле к нему никто не подошел, чтобы отговорить от этой смехотворной затеи.

Потом настала пандемия – и Путин, опасаясь сильнее всех за свою жизнь, спрятался в бункере и практически ни с кем не общался, кроме мудрецов типа Дугина или Тихона Шевкунова. Уже оттуда Путин вышел с абсолютно иллюзорной картиной мира. Его исторические экскурсы про печенегов, половцев и «ленинскую Украину», с которыми он нас всех знакомит, абсолютно неадекватны. Он давно не понимает истинного отношения к себе. В качестве примера можно вспомнить «легендарное» интервью Такеру Карлсону, которое в российском медиасегменте было на 19-м месте по просмотрам за неделю.

Путин живет в иллюзорной картине мира, которую в нынешней ситуации ему удаётся поддерживать. Любой другой человек, который решил жить в такой же парадигме, получил бы по морде от реального мира и пришел бы в чувство, а Путина такой оживляющий удар по мозгам не достигает. Его иллюзии для всех опасны. Среди них миф о том, что Украина не будет защищаться. Когда он начинал войну, то был полностью уверен в том, что его армия не встретит сопротивления. Это подтверждают пресловутое «Киев за три дня», парадная форма в танках и автозаки с дубинками позади военной колонны для подавления протестных демонстраций.

Сейчас Путин одержим иллюзией того, что Запад хочет сломать Россию. Самое страшное – что он ведь не обычный пенсионер у гаражей, а тот, кто может дать приказ на движение танков по территории другой страны. Демократическая система хороша тем, что личный маразм первого лица не переходит в политические действия, потому что есть контролирующие институты. В случае с Путиным такой фактор отсутствует, поэтому его личность в российской политике проявляется сильнее, чем личность Байдена в американской.

Полную версию эксклюзивного интервью психолога и политика Леонида Гозмана Форуму свободной России смотрите здесь.

Главная / Статьи / Мнение / Леонид ГОЗМАН: «У Путина искаженный внутренний мир, где цель оправдывает средства, надо стоять выше законов, нельзя никому верить и всех надо обманывать”