Шел 1943 год. Антинацистские немецкие эмигранты собрались в уютном рестранчике отметить день рождения Вагнера. Гордость отечественной культуры. Такой талантливый композитор: в Венеции , кстати, живал (в «Тристане и Изольде» есть звукозапись традиционного клича гондольера) и даже умер тут, только вот евреев, к сожалению, сильно не любил. Ну подумаешь, это ж не повод не отметить день рождения. А то, что одновременно дымит Освенцим — ну что ж поделать…
Как говаривал Вуди Аллен: «Не могу слушать подолгу Вагнера: сразу испытываю непреодолимое желание вторгнуться в Польшу».
Харьков горит. В Одессе хоронят четырехлетнюю Злату.
А у эмигрантов.ру продолжается праздник. День рождения любимого поэта. Ну подумаешь, «хохлов» не жаловал. Что поделать, бывает. А что в украинские дома, типографии и музеи летят российские ракеты — так ведь это другое, плохие.ру. При чем тут мы?
Из забывших меня можно составить город. Из забывших, что украинские города прямо сейчас бомбят, – тем более.
Мероприятие редкой пошлости прошло в «Русском самоваре» в Нью-Йорке. (См. фото и особенно сопроводительный текст). Прошло не случайно по инициативе и содействии музея «Полторы комнаты» из фашистского СПб, во главе которого стоит проходимец, ловкий делец и провластный бизнесмен. Он еще весной 22-го все ждал возвращения брендов, пока бомбили Мариуполь.
Удивляет меня уже не всеядность вчерашних бывалых эмигрантов, которые КГБ чуяли за версту: вероятно возраст, нюх слабеет, Акелла все чаще промахивается… Или так просто комфортней и удобнее не замечать собственного участия в пропаганде.ру.
Удивляет меня уже лишь собственная способность удивляться. Опять увидеть среди гостей тех друзей, во внутреннем компасе которых еще вчера я была уверена на 100%…
Повторю. Бродский прошел через всю мою жизнь. Я занимаюсь им много лет, выпустила не одну книгу, сделала не одну выставку, была на многих конференциях. Именно потому я так остро реагирую на это сейчас. Это часть меня, моей биографии, моей ответственности.
И собираться в «Самоваре» и праздновать на фоне харьковского зарева и таки предсмертных криков так, как будто ничего не происходит и строчки про «только когда придет и вам помирать, бугаи, будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчки из Александра, а не брехню Тараса» не написаны, — позор на каждого присутствовавшего, точно так же несущего эту ответственность.
Немцы-антифашисты отмечают в 1943 день рождение Вагнера. И почему-то одновременно дымит Освенцим…
Эзру Паунда сам Бродский невзлюбил ровно за это же. Перечитайте свежими глазами «Набережную неисцелимых» и попробуйте взглянуть на себя.
Сегодня престарелая вдова Паунда, которая крутила пластинку «Эзра не был фашистом», – это именно вы со своей апологией «случайного слабого стихотворения» и отрицанием системности этого явления. И его последствий.
Окститесь. Подождите хотя бы конца войны. Своим празднованием вы плюете в лицо десяткам тысяч убитых, раненых, искалеченных людей.
Империя убивает. Имперская литература – часть этого процесса. И ответственность — на всех нас, людях этой культуры, столько лет бездумно ее транслировавших и игнорировавших последствия.
Воистину «Шизоколониализм, или Набережная неисправимых».
А вот и Шендерович снова на арене. Он и его дочка возмущены, что во Львове их почему-то больше никто не ждет. А они же приезжали так славно, с культурными миссиями… Еще «вчера в глаза глядел», а сегодня в СБУ… Как же так?
Хватило всего лишь Бучи, Мариуполя, Мелитополя, Ирпеня, Изюма, сотен убитых детей, нескольких десятков тысяч убитых взрослых, тысяч искалеченных и ежедневных обстрелов российскими ракетами, чтобы мэр Львова был не рад видеть хороших.ру и вообще любых.ру. Странно, правда? Ведь так славненько открывали доску Ежи Лецу. Да и украинцам мы помогаем…
А что случилось-то?
Я бесконечно рада, что украинцы будут читать Леца на языке оригинала. Он, к тому же, понятней и ближе по духу (все мое понимание украинского, который я никогда учила, кстати, как раз из знания польского).
Ужасно, что разрыв с империей после веков и веков происходит для многих лишь сейчас и такой страшной ценой. Но радостно, что, чтобы открывать доски писателям и поэтам, имперцы.ру, рассуждающие во время геноцида о «декоммунизации» чужой страны, не справившись с собственной — не то что страной, а даже литературной и культурной ответственностью, – больше никогда не понадобятся.